Возраст парикмахерского искусства примерно равен возрасту человеческой цивилизации. Его развитие было продиктовано необходимостью соблюдать гигиену, требованиями к внешнему виду участников различных религиозных ритуалов и, конечно, извечным стремлением людей к красоте.
Из истории
Самые ранние из найденных записей о парикмахерах говорят о том, что почти все они были мужчинами, которые также являлись лекарями и жрецами. В древности люди верили, что изгнать из человека злых духов можно только, срезая растущие на голове волосы, и поэтому парикмахеры в различных племенах пользовались большим авторитетом. Нередко они проводили обряды бракосочетания и инициации. В древнем Египте жрецы и фараоны брили бороды и сбривали волосы на голове, а иногда - и на всем теле. Это также имело скорее сакральный, нежели эстетический смысл.
На протяжении веков в западной цивилизации парикмахеры не только стригли волосы, но и выполняли некоторые лечебные процедуры - например, распространенное когда-то кровопускание. Женские прически менялись, но из-за строгих моральных норм женщины не могли позволить себе посещать парикмахеров, и причесывались сами, или с помощью подруг или служанок.
Парикмахерское искусство начало обретать лицо, которое мы знаем сегодня, во время Первой мировой войны, когда тяжелейшие условия жизни сломали многие барьеры, включая те, которые не давали женщине возможность носить короткие стрижки и одежду, не сковывающую тело. Кино тоже сыграло в этом немалую роль - короткие волосы Греты Гарбо и очаровательные мягкие локоны Вероники Лейк показали миру, как великолепна может быть женщина без сложных высоких причесок. Изобретенные в начале 20 века средства для химической завивки способствовали росту популярности коротких волос, даже не смотря на то, что процесс завивки занимал около 12 часов и серьезно вредил волосам.
Несмотря на то, что самые заметные инновации в парикмахерском искусстве создавались для женщин, их авторам были преимущественно мужчины.
Мастера парикмахерского искусства
Рок-звезда, артист, волшебник, изменивший мир с помощью ножниц - это лишь некоторые их хвалебных слов, которых в течение своей жизни и после смерти удостоился Видал Сассун. Говорят, что своими стрижками он способствовал социальной революции. Как раз тогда, когда феминистки искали что-то новое, соответствующее их идеям и мироощущению, он начал создавать гладкие и простые стрижки, которые избавили женщин от необходимости тратить драгоценное время на сложные укладки.
Боб, который Видал Сассун сделал Мэри Каунт, стал воистину знаковым - он открыл двери в эпоху мальчишеских геометрических стрижек, а заодно - и в свободные 60-е годы.
Видал Сассун, который, по словам очевидцев, пританцевывал вокруг своих клиентов в поисках вдохновения, не уставал повторять, что считает парикмахерское дело формой искусства. «Это искусство скульптуры в своем лучшем проявлении, - говорил он, - Мы всматриваемся в лица, ищем и вырезаем формы, которые становятся органичной частью структуры кости. Это совершенно потрясающе, и больше ни у кого нет этой привилегии - только у парикмахеров».
Его знаменитый боб и многие другие его стрижки имеют идеально четкие формы, но для их укладки очень редко использовался лак. Видал Сассун использовал натуральную текстуру волос, и предпочитал работать с идеально гладкими, блестящими волосами . Прически Мии Фэрроу в фильме «Ребенок Розмари» - творение рук Видала Сассуна; он во многом способствовал популярности очень короткой стрижки -пикси, которую героиня делает в конце фильма.
Хотя в последние годя жизни Видал Сассун очень редко брал в руки ножницы, его влияние на парикмахерское искусство до сих пор остается огромным.
Тед Гибсон - один из известнейших американских парикмахеров. Он начал карьеру в 33 года, а к 46 годам у него есть обширная клиентура, в которой немало звездных имен. Среди его знаменитых работ - прически Эшли Грин для роли в «Сумерках», Милы Кунис в «Черном лебеде», и Джессики Честейн в «Прислуге». Одной из постоянных клиенток Теда Гибсона уже на протяжении нескольких лет является Анджелина Джоли; он - автор тех самых причесок, которые прочно ассоциируются с образом Анджелины последних лет. Недавно Тед Гибсон начал кампанию, целью которой является убедить американскую киноакадемию присуждать еще один «Оскар» - за лучшую работу парикмахера. Он не первый, кому пришла в голову такая идея, но до него никто не пытался заняться ее продвижением всерьез. Возможно, именно ему это и удастся - как раньше удалось убедить общественность в том, что чернокожий гей из провинции вполне может быть звездным стилистом. «Оскар» для парикмахеров может вывести парикмахерское искусство на совершенно новый уровень.
Тревор Сорби - сын и внук парикмахеров, кавалер ордена Британской империи, не только клиентами, но и коллегами признается одним из лучших парикмахеров в мире. У него множество наград и знаменитых клиентов, его работы напоминают картины, в которых сюрреализм причудливо переплетается с классикой, создавая образы, которые можно рассматривать долго, с разных углов, и всегда подмечать что-то новое. Такие работы, впрочем, создаются для модных показов и фотосессий; для клиентов с более обычными пожеланиями он создает гораздо менее экстравагантные прически, которые, однако, тоже выглядят как шедевры. При этом мистер Сорби остается очень демократичным мастером; в своем салоне он все еще берет за стрижку всего 200 фунтов - пустяки по сравнению с расценками многих других знаменитых парикмахеров.
Юджин Сулейман – еще одно громкое имя среди самых влиятельных парикмахеров современности. Его чувство юмора и креативный подход - наверно, основные причины успеха. Отношение к работе и искусству Юджина Сулеймана можно проиллюстрировать его собственными словами: «Люди должны получать удовольствие от собственных волос. Они постоянно растут и меняются. И это же, в самом деле, всего лишь волосы».
Его карьера началась в 1982 году, когда центр трудоустройства предложил ему место помощника парикмахера. Услугами центра Юджин больше не пользовался - он нашел свое настоящее место. Он работал на показах ведущих домов моды - Dolce & Gabbana, Moschino, Alberta Ferretti, Dries Van Noten, Celine, Chanel, Chloe, и многих других. Юджин Сулейман обладает способностью понимать идеи дизайнеров, и воплощать это понимание в прическах, так что они создают с одеждой единое, гармоничное целое. Он успел поработать с крупнейшими глянцевыми журналами, лучшими фотографами и, конечно, с множеством знаменитостей. Недавно он, вместе с Динос и Джеком Чепманами, работал над выставкой «Искусство шахмат», где создавал прически для каждой шахматной фигуры. Сегодня Юджин Сулейман постоянно перемещается между Нью-Йорком, Лондоном, Миланом и Парижем, неустанно находя идеи, которые радуют глаз и поражают воображение.