Большинство людей каждый день общаются с коллегами, друзьями, клиентами, родственниками, но в большинстве случаев мы не слушаем так внимательно, как могли бы, а иногда и должны. Человека постоянно что-нибудь отвлекает - телевизор, интернет, телефон, собственные мысли, и так далее. Он думает, что слушает собеседника, но на самом деле его внимание рассеивается, и это часто бывает очень заметно. Умение слушать - это, вероятно, один из самых полезных навыков для человека, и обучиться этому не слишком трудно.
Подтверждение
Изложите своими словами общий смысл сказанного собеседником, и спросите: «Я правильно понимаю, ты именно это имел в виду?». Так вы не только покажете человеку, что внимательно слушаете его, но и сами лучше уловите смысл сказанного им.
Подведение итогов
Обобщите все проблемы, о которых говорил собеседник, и попытайтесь сделать из них вывод. Изложите этот вывод собеседнику, и спросите, согласен ли он с ним.
Ободрение
Использование в разговоре междометий («ммм», «ага»), и коротких фраз («я понимаю», «да уж», «а что было дальше?») покажет собеседнику, что вы его слушаете, и будет мотивировать его говорить дальше.
Показывайте собеседнику, что вы понимаете его чувства
Это лучше делать не с помощью стандартного «понимаю», а, например, таких фраз как «я вижу, для тебя это действительно важно», «неудивительно, что тебя это так задело», и так далее. Также полезно отмечать не только отношение человека к теме разговора, но и его общее эмоциональное состояние. Например: «конечно, ты сейчас подавлен/зол/встревожен», и так далее.
Предлагайте подумать
После того, как человек изложит вам свою проблему, спросите его, например: «Как ты думаешь, что произойдет, если ты…» - завершите фразу, исходя из ситуации. Это может натолкнуть человека на пути решения проблемы, которых он пока не замечал, а вам поможет лучше его понять.
Не бойтесь молчания
Если собеседник замолчал, позвольте ему собраться с мыслями, и не пытайтесь во что бы то ни стало заполнить паузу - даже если она вызывает у вас некоторый дискомфорт.
Обратная связь
Если человек интересуется вашим мнением, излагайте его достаточно подробно, и не отклоняясь от темы. Важно, чтобы по вашему ответу было видно, что вы действительно слушали.
Время на размышление
В случае, если вы не можете сразу дать человеку совет, которого он ждет, скажите ему, что вы подумаете над его проблемой некоторое время. Через день-два снова встретьтесь с человеком, позвоните или напишите ему, и сообщите о результате своих размышлений.
Не отвлекайтесь
Человек, который умеет слушать, во время разговора не смотрит на часы, не занимается составлением плана работы на следующую неделю, не смотрит одним глазом телевизор. Если вы знаете, что вам предстоит важный разговор, стоит также выключить мобильный телефон, чтобы ничто вас не отвлекало.
Задавайте вопросы, вытекающие из того, что говорит собеседник.
Не перебивайте
Этот совет кажется очевидным, но некоторые люди, тем не менее, часто перебивают своих собеседников. Просто не делайте этого.
Не настаивайте
Если человек, рассказывая о своей проблеме, вдруг замолкает и решает сменить тему, не просите его продолжить рассказ. Не нужно убеждать его выговориться, утверждая, что благодаря этому ему станет легче; если вы действительно умеете слушать, то должны понимать и нежелание человека говорить на определенные темы.
Смотрите на проблемы чужими глазами
Когда человек делится с вами своими проблемами, попробуйте увидеть ситуацию его глазами, а не своими. Многие люди умеют ставить себя на место другого, но в таких случаях они представляют, что сделали бы и как повели бы себя, имея свои возможности. Чтобы точно оценить ситуацию, необходимо видеть ее с точки зрения другого человека, и искать решения проблем, исходя из имеющихся у него возможностей.
Чего обычно избегают в разговорах люди, умеющие слушать
- Вопроса «почему?». Этот вопрос часто вызывает у людей желание начать оправдываться, а это не способствует конструктивному общению.
- Фразы «Не волнуйся, все будет хорошо», и тому подобных. Лучше не сказать ничего, чем ответить на проблемы человека словами, которые многие люди вполне справедливо интерпретируют как нежелание вникать в суть разговора и уделять внимание собеседнику.
- Настоятельных рекомендаций. «Я считаю, тебе нужно поступить так» - такие слова, сказанные безапелляционным тоном, в подавляющем большинстве случаев звучат из уст людей, которые невнимательно слушают, но у которых всегда есть готовые решения чужих проблем. Люди, которые действительно умеют слушать, обычно дают советы осторожно, и только если их об этом попросят.
- Жалости. Вообще, жалость - очень неконструктивное чувство. Когда человек начинает жалеть себя, у него, как правило, отключается способность к трезвому анализу ситуации. Поэтому не надо говорить человеку, что он бедный и несчастный; если вам нечего сказать, посидите молча рядом, обнимите или возьмите за руку, но не жалейте.
- Категоричных суждений. «Ты должен был/ не должен был», «Это замечательно/ужасно», и так далее. У любой проблемы есть несколько различных сторон, и их нельзя описать и проанализировать, если делить все явления исключительно на хорошие и плохие. Так что избегайте категоричных суждений, иначе ваш собеседник может решить, что вы либо не очень умны, либо просто хотите от него отмахнуться.