Сериал Рим - история Империи в американском пересказе

сериал римИнтриги и грязные заговоры, предательства, разврат, страсти нечеловеческие и нескончаемая череда убийств. Пляски Вакха и Венеры в чертогах пресытившейся своей мощью империи... Американский кинематограф предлагает нам историю древней цивилизации в формате блокбастера, один из самых зрелищных сериалов последних лет - «Рим».

Это совместный проект BBC и телекомпании HBO. Как сообщают на IMDb: «Ориентируясь на качество и полностью погрузившись в историю, HBO и BBC продемонстрировали то, каким может быть телевидение».Действие начинается в 50-х годах до нашей эры, когда Гай Юлий Цезарь завоевывает Галию и собирается вернуться в Рим, но там его, разумеется, никто не ждет. За его спиной лишь верные воины, вокруг враги, друзья так и норовят предать. Известный сюжет.

 

«Рим» понравится зрителю (даже если тот давным-давно презрительно исключил из своего лексикона слово «сериал») в двух случаях. Первый - если этому зрителю история Рима представляется остросюжетным боевиком с привкусом более чем откровенной любовной драмы. Второй - если он сознательно проигнорирует громкое слово «исторический» в рекламе и анонсе сериала, снисходительно поймет, что историю Рима американцы предпочитают узнавать из своих же ранее снятых фильмов, и просто получит удовольствие от картины, как произведения кинематографа и продукта недюжинной фантазии авторов.

«На экране очень сложно передать все то буйство красок и страстей, которые бушевали в Риме, - рассказывает исполнительный директор, автор идеи Бруно Хеллер, и его слова дают точное представление о царящей в фильме атмосфере, - Обычно, когда говорят о Риме, то представляют город из белого мрамора, но Рим был скорее похож на Мехико или Калькутту. Рим был яркий, жестокий, динамичный. Полный энергии и хаоса, блеска и грязи. Жизнь в Риме была беспощадна - обилие нищего плебса, очень тонкая прослойка аристократов-патрициев - как говорится, человек человеку волк.

Человеческая природа не меняется. Единственное кардинальное отличие римлян в том, что в их сознании ещё нет ожидания драматической развязки существования. У римлян не было некоего Бога, который бы говорил им что делать и как себя вести, - полагает Бруно Хеллер. - Зато у них была строгая личная этика - прав ты или не прав определяют люди, которые стоят выше тебя в иерархии. Вы могли убить соседа или возжелать жену ближнего - если ближний был слабее вас и не имел защитников... Милосердие было слабостью, жестокость - достоинством, а единственное, что имело значение - это ваша честь, лояльность окружающих вам и вашей семье».

«Формат блокбастера» в данной ситуации прекрасно объясняется представлениями автора проекта об этике высокоцивилизованного Рима, больше смахивающими на заблуждения. Но форма побеждает содержание. «Рим» действительно захватывает, этот сериал сконцентрировал в себе все уловки, к которым научились прибегать кинематографисты за долгое существование плодовитого Голливуда. Внимание зрителей действительно приковывается к экранам, в реалистичность происходящего охотно верится и без 3D-очков. Он убедителен, эмоционален и роскошен. Помнится картинка завораживала даже тогда, когда сериал в отвратительном качестве, задолго до премьеры был похищен умелыми хакерами и распространен в сети. Кстати, в кои-то веки хорошо прописаны диалоги, которые и процитировать не стыдно.

Пожалуй, главное достоинство сериала в том, что он выглядит точь-в-точь как свой старший брат - Большое Кино. Каждая серия предстает в образе кассового фильма за многие миллионы долларов. По сути, так оно и есть. И как раз из-за непомерной дороговизны производства (множество декораций и шикарных костюмов, техническое создание зрелищности и воссоздание эпохи, плюс баснословные гонорары именитым актерам) после второго сезона сериал «Рим» благополучно впишет себя в историю американского кино и исчезнет с экранов.

Дарья Печорина