Успех сериала «Ранетки» был столь впечатляющ и даже ошеломляющ, что многие тут же принялись выискивать некий «феномен Ранеток». Мол, если практически всё детское население страны («девчачья» половина уж точно) прильнула к экранам в едином порыве, если почти все пользователи Рунета младше 18 лет в бесчисленных чатах и форумах наперебой стали признаваться в любви и обожании героиням и героям сериала, значит, в нём должно быть нечто необычное. Придётся кого-то разочаровать, кого-то успокоить: никакого страшного-престрашного фирменного секрета у сериала «Ранетки» нет (как нет адекватного значения у самого этого слова). Всё дело в том, что это молодёжный сериал.
Это на нашем бурно растущем последние двадцать лет телевидении молодёжным сериалам уделялось подозрительно мало внимания. В принципе, это логично: отечественному телевидению, как и всему нашему обществу, в шальные 1990-е было как-то не до подрастающего поколения. После транслировавшегося в середине 1990-х французского проекта «Элен и ребята», ставшего без преувеличения культовым в России и в других странах СНГ, на несколько лет наше ТВ начистую забыло, что это за зверь такой, молодёжный сериал. А вот во всём остальном «цивилизованном» мире, где телевидение начало развиваться раньше и интенсивнее нашего, детские и молодёжные сериалы уже давным-давно стали отдельным направлением телевизионного «мыловарения». Именно в них проходят огонь, воду и немного медных труб начинающие актёры, некоторые из которых становятся в дальнейшем звёздами «взрослых» сериалов, а там, если повезёт, и заметными личностями в большом кино.
В чём же секрет успеха молодёжных сериалов как таковых? Всё очень просто: они рассчитаны на вполне определённого зрителя. Если «взрослым» теленовеллам не так уж легко понравиться всей аудитории, состоящей из миллионов сложившихся личностей с различными интересами и ценностями, то в данном случае зритель в общем-то один - это ребёнок или подросток, тинейджер то бишь. Конечно, все дети и подростки также индивидуальны и неповторимы, однако их проблемы и тревоги в целом одинаковы, ведь они все растут и взрослеют. Вот и получается, что в современном мире, в котором родители слишком заняты тем, чтобы сделать свою карьеру как можно более успешной и денежной, дети воспитываются телевизором и в немалой степени - молодёжными сериалами. Потому что в сериалах показывается, что у ребёнка или подростка возникают конфликтные ситуации со сверстниками. Потому что в сериалах показывается, что между детьми и родителями в тот или иной момент воцаряется непонимание по той простой причине, что они говорят на разных языках. Потому что в сериалах показывается, что первая любовь почти никогда не бывает взаимной и при всей кажущейся со стороны несерьёзности самим подростком переживается трагически, на уровне страстей «Ромео и Джульетты». И именно потому, что всё это отражение реальной подростковой жизни, равно как и определённые варианты решения возникающих проблем (пусть это всего лишь штампы), сериалы пользуются такой бешеной популярностью у детей и подростков.
Другой причиной грандиозной успешности молодёжных сериалов является то, что они предлагают своим зрителям образцы для подражания и даже объекты для влюблённости. Ни для кого не секрет, что подростковый возраст перенасыщен гормонами, он прямо-таки требует в кого-нибудь влюбиться. А в условиях, когда в реальной жизни объект симпатии не отвечает тем же, этот нерастраченный эмоциональный заряд необходимо в каком-то направлении использовать. Вот ответ, почему молодёжные сериалы так любят девочки и совсем юные девушки: они могут там найти идеальный образ мальчика или юноши, который, как им кажется, достоин их любви. Отсюда и эти восторженные полные любовных признаний послания актёрам, записи на интернет-страницах и так далее. В юном возрасте потребность в кумире и объекте симпатии сильна как никогда более. А 13-15-летней девочке гораздо легче и естественнее «влюбиться» не в 54-летнего Брюса Уиллиса, а в смазливого парня из сериала, играющего её ровесника, такого же школьника, как она.
Поэтому, когда на экраны вышел сериал «Ранетки», он был фактически обречён на грандиозный успех – детские сердца истосковались по близким и понятным героям и героиням. Ведь до этого последним крупным молодёжным сериалом на нашем ТВ был проект «Простые истины» (1999-2003), который не пользовался сверхлюбовью по той простой причине, что в нём акцент был сделан не на взаимоотношениях «подросток с подростком» и не на проблеме «отцов и детей», а на столкновении учеников и учителей. Согласитесь, что отношения с учителями для юного поколения куда менее важны, чем первая влюблённость или конфликты с родителями. Так что «Ранетки» просто-напросто заполнили пустующую нишу, пусть и сделали это профессионально и не без таланта.
Александр Бабицкий