К сериалам в Турции сложились особое отношение. Местные кинематографисты никогда не старались угнаться за своими западными коллегами, всегда выбирали свои темы, часто обращаясь к истории или литературе. «Королек - птичка певчая», снятый в 1986 году, один из проектов, основанный на романе знаменитого турецкого автора Решада Нури Гюнтекина.
Гордая дочь нации
«Королек - птичка певчая» повествует о Фериде (Айдан Шенер), рано потерявшей родителей. Девочку отправляют на воспитание в закрытый пансион в Стамбуле, а каникулы она проводит у тети, где встречается со своим кузеном Кямраном (Кенан Калав). Дружба Фериде и Кямрана перерастает в любовь. Молодые люди планируют свадьбу, но накануне к Фериде приходит незнакомка и рассказывает о романе ее возлюбленного в Европе, когда он находился на службе в турецком посольстве.
Фериде чувствует, что ее предали, она покидает родной дом и отправляется на поиски работы. Она устраивается школьной учительницей, чтобы как-то прокормить себя. Однажды девушка встречает сироту Мунисе (Минэ Чайыроглу), чувствует в ней родственную душу и удочеряет девочку. Фериде посвящает себя заботе о людях, она часто сталкивается с непониманием и презрением из-за своих взглядов и стремления к свободе, но девушка не сдается, проявляя себя настоящим борцом за права тех, кто не может защитить себя сам.
Экранизация мелодрамы
Сериал «Королек - птичка певчая» - это вторая экранизация одноименного романа турецкого классика Решада Нури Гюнтекина. Переработать книгу, превратив ее в многосерийный сценарий, удалось блестяще. Именно эта экранизация Гюнтекина считается лучшей, что не просто стечение обстоятельств, а сочетание талантов людей, сделавших сериал.
Срежиссировал проект Осман Седен, известный, как в Турции, так и за ее пределами. К моменту работы над «Королек - птичка певчая» за его плечами уже было полсотни снятых фильмов. Айдан Шенер, исполнившая роль Фериде, еще одна составляющая успеха сериала: юной и не слишком опытной на момент съемок актрисе удалось показать глубину характера героини и ее внутреннюю мудрость.
Осман Седен вложил в работу над сериалом не только свой талант режиссера, но и опыт сценариста. Именно благодаря его усилиям знаменитая история так органично вписалась в формат семи серий, что считалось практически невозможным до того, как он начал свою работу. Экранизация пронизана любовью к первоисточнику, Седен бережно относится к творчеству Гюнтекина, он вдохновляется авторской трактовкой персонажей, добавляя лишь детали, которые позволяют лучше понять, что переживают герои, как они относятся к происходящему на экране. В этих деталях нет фальши, все они последовательно создают атмосферу ожидания возрождения, веры и надежды на лучшее, которую Гюнтекин лишь обрисовывает в общих чертах.
И все же о любви
«Королек - птичка певчая» в сути своей являет классическую мелодраму. Роман можно назвать турецкой «Джейн Эйр» с поправкой на то, что восточные характеры все же отличны от чопорной Англии и поэтому в повествовании то тут, то там вспыхивает дух борьбы и противоречия, а никак не призрак задетой гордости.
Если британская Джейн Эйр покорна и достаточно предсказуема, то ее турецкая коллега становится олицетворением борьбы за права женщин и равноправие. Образ Фериде наполнен идеями и новой героине для повествования, образованной, самостоятельной, доброй. Она не просто угнетенная женщина, она способна защищать тех, кто, по ее мнению, нуждается в помощи и поддержке.
Вместе с тем, революционный дух Фериде затухает, когда она сочетается браком с любимым мужчиной. Весь путь испытаний девушка проходит лишь для того, чтобы унять свою гордость, вернуться в родной дом и выйти замуж за человека, который, как она считала, предал ее.
«Королек - птичка певчая» заканчивается, как настоящая мелодрама. В главной героине засыпает стремление к противоречию, она смиряется с тем, что было предназначено ей в жизни с самого начала: брак, семья, дети. Несмотря на такой поворот сюжета, сериал считают одним из лучших в своем роде, он горячо любим в Турции, был переведен на другие языки и показан во многих странах. «Королек - птичка певчая» можно смотреть всей семьей, как качественную экранизацию классического романа, отлично стилизованную и снятую со всей возможной бережностью к историчности и убедительности.
Анна Чиж