Пронзительный драматический фильм «Сон бабочки», выставленный на премию «Оскар» от Турции, развеивает заблуждения о том, что турецкий кинематограф сегодня может заинтересовать международный кинорынок только мелодраматическими сериалами.
Выживая вопреки
Сюжет «Сна бабочки» прост и одновременно сложен. На дворе 1941 год, Европа охвачена пламенем Второй мировой войны. Турция всеми силами пытается избежать конфронтации с одной из сторон, население страны страдает от бедности и голода . В небольшом городе два молодых поэта, два друга, больных туберкулезом, пытаются выживать и творить, они поддерживают друг друга и сражаются с социальным неравенством, с притеснениями, гонениями и религиозными предрассудками.
Рюстю Онур (Мерт Фират) и Музафер Услу (Кыванч Татлытуг) находят любовь и вдохновение в лице юной и харизматичной Сюзан (Бельчим Билгин). Они спорят на то, что им еще не принадлежит, на чувства ничего не подозревающей девушки, устраивая литературную дуэль. Юноши решают посвятить своей возлюбленной стихи, чтобы она выбрала те, что нравятся ей больше, и так определила победителя. Проигравший же будет вынужден «уйти со сцены» и не мешать сопернику.
Канва драмы
Режиссер и автор сценария «Сна бабочки» Йылмаз Эрдоган («Однажды в Анатолии») создает в фильме нервную, тяжелую атмосферу ощущения беды и противопоставляя ей отчаянное желания жить своих персонажей. Переплетаются между собой юношеское романтическое отношение к любви и жестокая безысходность реальности, создавая напряжение действия. Любовный треугольник туго связывает героев в узел из запутанных взаимоотношений, обещаний и стремлений.
На первый взгляд, драма состоит из двух предсказуемых элементов: соперничество двух молодых людей за благосклонность девушки и выживание в тяжелых условиях, поддерживаемое духом бунтарства и стремлением к чему-то лучшему. Перед зрителем предстают не рабочие с завода, не водители или чиновники, а поэты, люди, априори наделенные способностью тоньше и ярче чувствовать мир, близко к сердцу принимать проблемы других, обращать внимание на мелочи. В их души заложено стремление к прекрасному, которого так мало в том окружении, где они находятся.
Атмосфера фильма сменяется с лирической на давящую. Режиссер прекрасно использует кинематографические возможности для того, чтобы передать то, как тяжело персонажам дается каждый день, они живут в невидимой тюрьме, которую создает для них общество, изолируя из-за взглядов, из-за болезни, из-за непохожести. Сцены то залиты солнцем и полны ярких красок, то мрачны и проникнуты страхом смерти и безумия. Болезнь, способная убить их в любой момент, порождает обостренное желание жить и радоваться каждому дню.
Главные герои в исполнении Кыванча Татлытуга и Мерта Фирата внешне походят мало походят на бунтарей. Актеры создают на экране разные характеры, но, вместе с тем, у их персонажей есть много общего: отстраненный потерянный взгляд, угловатость облика, некоторая стесненность в движениях. В сериале также снялись: Фара Зейнеп Абдулла, Йылмаз Эрдоган, Ахмет Мюмтаз Тайлан, Танер Бирсел, Сельман Унлусой, Ипек Билгин, Аксель Бонфиль.
Из фильма в сериал
«Сон бабочки» чем-то напоминает «Перл Харбор» и другие схожие фильмы о войне, любви и противостоянии на фоне трагических событий. Так, как это не американская драма, в которой добро должно обязательно победить зло, в турецком фильме больше правдивости и горьких моментов, вызывающих у зрителей слезы сочувствия. Йылмаз Эрдоган создает прекрасную историю, сначала выстраивая сюжет в сценарии, а после – воплощая на экране задумку, вливая в нее настроение. Вечные темы о любви, дружбе, войне и смерти находят свое место в фильме и не кажутся неестественными пустышками.
Название драмы отсылает к аналогии о быстротечности жизни бабочки, которая умирает с наступлением холодов. Герои «Сна бабочки» греются от своих чувств и надежд на будущее, но вокруг них лишь холод и безысходность. Они сами похожи на бабочек, появившихся на свет лишь для того, чтобы ненадолго принести в мир красоту.
Фильм «Сон бабочки» куплен для показа и дистрибуции более чем в пятьдесят стран мира. Для России полнометражную драму разбили на четыре части, чтобы превратить ее в короткий сериал.
Анна Чиж