Сериал «Два лица Стамбула» - новая экранизация романа одного из известнейших турецких писателей Пеями Сафа, это повесть о трудностях выбора, противоречиях во взглядах и воспитании, которые определяют не только настоящее, но и будущее.
Нельзя любить двоих
Сердце юной и прекрасной Нериман (Неслихан Атагюль) принадлежит Шинаси (Юнус Эмре Йылдырымер). Они выросли вместе в одном из самых бедных районов Стамбула, нравятся друг другу и планируют в один прекрасный день пожениться, никто не сомневается в том, что они будут вместе. После одного случая с сестрой Шанаси, он отдаляется от возлюбленной, а она, чувствуя перемену в нем, теряет уверенность в собственном выборе.
Кузина Нериман Пелин (Кадир Догулу) приглашает девушку на вечеринку по случаю приезда ее молодого человека Маджида (Кадир Догулу). Маджид воплощает в себе все то, чего у Нериман никогда не было: он богат, образован, он кажется свободным от условностей того мира, в котором она выросла. Девушка увлекается Маджидом с первого взгляда, все бы ничего, но и он тянется к ней. Им придется выбирать, быть вместе, оставив несчастными двух дорогих им людей или же проигнорировать вспыхнувшие чувства и не менять сложившиеся жизни.
Радости бедных и богатых
Роман Пеями Сафа написан в первой половине ХХ века, он о социальном неравенстве и порицании тяги к богатству, в погоне за которым приходится преступать моральные устои. Для новой многосерийной экранизации автору сценария Хайрие Эрсёзу и режиссеру Садуллаху Селену («Роль в жизни», «Недопетая песня») пришлось расставить акценты иначе, чтобы заинтересоваться зрителя.
В том, как изменяется восприятие истории Нериман в призме современности, можно заметить эволюцию взглядов на роль и права женщины в Турции, на отношение к богатству, на перераспределение ролей в семье. Традиции, если верить телевизионным картинам, в турецком настоящем постепенно теряют значимость, на их место приходят европейские ценности, такие как право человека на личное счастье, право распоряжаться собой и стремление к материальному благосостоянию.
История Нериман и ее близких все еще проста и понятна многим, хоть и получает другое прочтение. В сериале больше внимание уделено противостоянию прошлого и настоящего в столице Турции, чем разлагающему влиянию денег и тлетворности западного духа для неокрепших умов молодежи, в центре сюжета больше личных переживаний, чем обобщений.
Большой мир маленькой девочки
Главная героиня чувствует внутреннее противоречие с тем, что видит собственными глазами, переживает, потому что не может принять возлюбленного из-за того, как он относится к сестре, забеременевшей вне брака. Нериман не понимает отчаянное желание жениха защитить честь семьи, ей неприятно всеобщее порицание девушки, совершившей ошибку. Ситуация, сложившаяся с сестрой Шанаси, заставляет девушку задаться вопросом, хочет ли она жить по тем же принципам или нет.
Нериман в исполнении актрисы Неслихан Атагюль появляется на экране даже не девушкой, а почти подростком, угловатой и порывистой, в ней чувствуется бунтарство, скрытое воспитанием. Она не разделяет главной установки, принятой в ее районе: «где родился там и пригодился», не хочет проживать всю жизнь тихо и достойно. Постепенно девушка понимает, что ее стремления и желания никогда не будут поняты близким, даже женихом, и пропасть между ними увеличивается.
Противостояние Маджида и Шанаси в сериале – это больше не противостояние трудяги и прожигателя жизни, Маджид, чью роль играет Кадир Догулу, персонаж иного толка, он привлекает Нериман не тем, что богат, а тем, что думает иначе. Девушка осуществляет выбор не между мужчинами, а между тем, что в будущем будет считать правильным.
Примечательно, что «Два лица Стамбула», вышедший на экраны в 2013 году, это не первый одноименный сериал-экранизация. Первая версия появилась в 1991, тогда в четырех сериях была рассказана не только история Нериман, но и параллельно ей развивалась линия некой Ольги, бросившей простого русского парня, чтобы последовать за греческим миллионером. Обе девушки по ходу повествования всячески осуждались за то, что предали искренние чувства и обменяли их на материальное благосостояние.
В новой мелодраме «Два лица Стамбула» всего 8 серий, для турецкого сериала это неожиданно малая форма, однако, в истории нет затянутости и она хорошо снята и смонтирована. Режиссеру Садуллаху Селену удалось прекрасно осовременить классику, и это основное достоинство проекта.
Анна Чиж