Режиссёр-документалист Виталий Манский заработал себе громкую и устойчивую репутацию человека, который в своих фильмах поднимает острые, актуальные и подчас скандальные темы. За примерами далеко ходить нет нужды - достаточно вспомнить нашумевший проект «Смерть поэта», посвящённый личности Владимира Высоцкого. Поэтому большое внимание к новому фильму режиссёра под названием «Девственность» не должно никого удивлять.
Девственность и является главной «героиней» документальной ленты Виталия Манского, который задался целью проследить, как же ею, девственностью, распоряжаются современные российские девушки. И оказалось, что распоряжаются они ею весьма своеобразно, по крайней мере, три выбранные в качестве главных действующих лиц представительницы нового поколения.
Первая, выбравшая себе псевдонимом имя американской куклы Барби, пытается прорваться сквозь тернии к звёздам, то бишь попасть в отечественный «шоубиз» и там получить причитающиеся ей славу, деньги, 15 минут славы по какому-нибудь музыкальному каналу, жилплощадь в Москве и, по возможности, богатого покровителя (в идеале олигарха, в крайнем случае, миллионера). Никаких иллюзий по поводу того, что в шоу-бизнес попадают благодаря таланту и интеллектуальным способностям, у Барби нет, так что она готова использовать главное средство из женского арсенала. К девственности, сами понимаете, это средство имеет самое прямое отношение.
Вторая девушка может смело именоваться одной из многочисленных жертв того медийного психоза, что охватил нашу страну в последние несколько лет, и именуется реалити-шоу «Дом-2». Симптомы этого психического заболевания многочисленны и разнообразны, но суть их сводится к следующему: юноши и девушки почитают жизнь героев проекта идеалом, образцом и кратчайшим путём к карьерному и личностному успеху. Кроме того, наиболее рейтинговые герои «Дома-2» почитаются если не как небожители, то как голливудские звёзды точно. Так вот, одному из таких «звездунов» (условно назовём его С. из уральского города Е. - никто ведь не догадался, кто это, правда?) Кристина стремится подарить свою девственность на глазах многомиллионной аудитории. Как говорится, диагноз ясен.
У третьего персонажа фильма «Девственность» мотивация самая простая и, как ни ужасно звучит это слово в такой ситуации, нормальная. Провинциальная девушка Катя (другие «героини» также не из столичного региона) стремится сыграть на фетишизме московской тусовки и продать свою невинность за солидную для россиян сумму в три тысячи условных единиц. Деньги девушке нужны на учёбу в престижном высшем учебном заведении – образование у нас бесплатное давно уже только в Конституции…
Такая вот правда жизни… Нет, наверное, нужды говорить о том, что сам фильм производит тягостное впечатление. Что в нём есть сцены такого нездорового цинизма, после которого остаётся только за голову схватиться и, подобно герою фильма «Гараж», завопить «Люди! Люди! Человеки! Опомнитесь!». Что сегодня подавляющее большинство вещей, о которых нам в детстве говорили, что это плохо, называются «не совсем плохо», «совсем не плохо» и «очень даже хорошо».
Фильм нельзя оценивать однозначно хорошо, или однозначно плохо. Нельзя согласиться с теми, кто считает, что не нужно всю эту «чернуху» и «пессимизм» показывать широкому кругу зрителей: мол, почему не показывают тех девушек, которые учатся на одни «пятёрки», слушаются маму с папой, на завтрак обязательно кушают овсянку и в лёгком поведении не замечены. Но послушайте, вполне естественно, что нормальное поведение и должно считаться нормальным, тогда как на пороки нужно обращать внимание и стараться их искоренять.
С другой стороны, очень настораживает специфичный подход Виталия Манского к созданию фильма. Да, с тем, что называется «гламуром» и «шоубизом», бороться нужно, и показывать эти ужасы нужно, но при этом давайте чётко распределять - мы боремся с гламуром или мы его рекламируем? Потому как в фильме Манского, несмотря на весь пафос повествования и закадровых комментариев Дмитрия Быкова, эта грань очень нечёткая, а кое-где её и вовсе нет. Скажем, продюсеры «Дома-2» не зря так охотно пустили съёмочную группу в своё закулисье - они понимают, что им делают очень эффективный пиар. Или, скажем, задумываемая как трагическая сцена в начале картины, когда режиссёр спрашивает у девушек, что он может сделать, чтобы они отказались от своих намерений в отношении их девственности. Если уж бичуете пороки, боритесь с ним на деле - той же девушке Кате, которая хочет лишиться девственности за три тысячи долларов ради учёбы, выделите, режиссёр Виталий Манский эту сумму из своих средств или денег спонсоров. Нет, никто ей этих денег не даст, потому что о чём же тогда фильм снимать?
Вместе с тем польза от документального фильма «Девственность», думается, превышает тот вред, который он может причинить. Всё-таки в условиях кризиса игрового кино (все сюжеты обыграны, все идеи претворены, психологизма от актёров требуется всё меньше, эта ниша заменяется компьютерной графикой) непридуманные истории самый эффективный инструмент, чтобы заставить людей задуматься…
Александр Бабицкий