Во многих фантастических романах описывается телевидение будущего: трехмерное, создающее у зрителя эффект полного присутствия на месте событий. Некоторые авторы даже описывают такие фильмы, в которых зритель может отождествить себя с выбранным персонажем и почувствовать все то, что чувствует его герой. До недавнего времени все это оставалось лишь фантазией писателей, но фильм Джеймса Кэмерона «Аватар» доказывает, что в очередной раз научная фантастика не воображает, а предсказывает будущее. «Аватар» - это первая ласточка трехмерной кинематографии. И пусть пока зритель еще не может почувствовать эмоции персонажей, но он уже получил возможность увидеть мир их глазами. Почти что – побывать в этом мире.
Фильм «Аватар», вышедший в конце 2009 года на экраны мира, произвел настоящий фурор и покорил миллионы зрителей. Красочный мир Панодоры – далекой планеты, полный опасных хищников, расцвеченный роскошно-прекрасными красками чужих лесов, завораживает. Добавьте к этому удивительную цивилизацию, которая развивается не по механистическому пути, как земная, а живет в полном единении с окружающей природой, и вы получите отдаленное представление о том, что такое Пандора Кэмерона. Чтобы получить полное представление, нужно посмотреть фильм.
Действие фильма происходит в 2154 году. Земля – отнюдь не идеальная планета, на которой в счастье и содружестве проживают народы. Это мир, полный локальных войн и конфликтов. Тем не менее, Земля осваивает дальний космос. Планета Пандора – один из дальних форпостов человеческой цивилизации, опасный мир, но весьма привлекательный неким минералом, стоимость которого запредельно высока, ведь он может справиться с энергетическим кризисом Земли. Ради этой драгоценности на Пандоре работает бригада ученых и множество военных. Основная проблема заключается в том, что богатейшее месторождение минерала располагается как раз в том месте, которое занято местным племенем. Наладить контакт с аборигенами не получается. Земляне предлагают им свою современную науку, медицину, но те наотрез отказываются. Положение осложняется еще и тем, что мир Пандоры враждебен человеку, чужд даже сам воздух: три секунды без маски – паралич, тридцать секунд – верная смерть.
Для того, чтобы общаться с аборигенами Пандоры на равных, земные ученые создают аватаров – специфических клонов на основе ДНК пандорианцев и землян. Управляется аватар оператором методом совмещения нервных систем, и оператор действительно становится аватаром, чей организм полностью приспособлен к планете Пандора. Вот только не каждый человек может управлять таким клоном, а только тот, чье ДНК использовалось при его создании. Одним из операторов аватаров должен был стать доктор Салли, ученый, изучавший биологию других планет. Но он погибает накануне отлета на Пандору, и предложение лететь делают его брату-близнецу Джейку – так как геном у них одинаков, Джейк тоже может управлять аватаром.
Джейк Салли не слишком подходит на первый взгляд к такой миссии. Он отнюдь не ученый, а бывший морской пехотинец. Во время одной из локальных войн Джейк получил ранение, в результате которого у него парализовало ноги. Но руководители проекта не желают терять деньги, вложенные в создание аватара, а для Джейка полет на Пандору еще более привлекателен – как аватар он сможет ходить.
На Пандоре Джейк оказывается между двух огней: с одной стороны военные, к которым он по-прежнему себя причисляет («Десантники бывшими не бывают»), хотят, чтобы он был разведчиком в стане «врага», и добыл сведения, которые помогут уничтожить упрямое племя «дикарей», не подпускающее к богатейшему месторождению минерала; с другой – ученые, которые искренне желают изучать необычный мир Пандоры. Естественно, вначале Джейк оказывается в стане военных, и доставляет требуемые сведения. Но тут появляется третья сторона – коренные жители Пандоры. В результате необычайного стечения обстоятельств у Джейка Салли, бывшего морского пехотинца, завязываются доверительные отношения с племенем. Более того, его даже принимают в племя, и он влюбляется в очаровательную Нейтири, дочь вождя, а она отвечает ему взаимностью. С этого момента все изменяется. Джейк окончательно переходит на сторону коренных жителей Пандоры, более того, он начинает считать эту чужую планету своим домом. И готов защищать обретенную семью.
Жадность землян побеждает доводы рассудка и гуманизма, и военные забрасывают упрямое племя бомбами. Джейку удается объединить племена пандорианцев, и они сражаются за свою землю. Сама планета помогает им – уникальная связь, существующая между всем живым на Пандоре, способствует тому, что землян атакуют дикие животные, и опрокидывают захватчиков, изгоняя их со своей земли.
А Джейку удается найти способ окончательно перейти в тело аватара и стать настоящим пандорианцем.
Вот такой сюжет. Но очаровывает вовсе не он. Когда надеваешь очки и погружаешься в волшебный мир Пандоры, сюжетная линия становится вторичной. Главное – ощущение присутствия. Ты сам бежишь по джунглям, спасаясь от разъяренной стаи опасных хищников, взбираешься на Парящие горы, покоряешь тахорга… Мир Пандоры становится не движущимися картинками на экране, а самой настоящей реальностью.
Кстати сказать, снимали «Аватар» в пустом ангаре, где строили деревянный самолет Говарда Хьюза «Геркулес». И никаких благоуханных, дивной красоты джунглей в этом ангаре не возводили, даже в качестве декораций. Вся красота, восхищающая на экране, является плодом работы студии Питера Джексона Weta Digital.
«Аватар» есть в прокате как в 3D-версии, так и в обычном виде. И вот этот-то второй вариант смотреть не очень рекомендуется – сразу же становятся заметны недостатки сюжета, более того, его вторичность, если не третичность. Пока за миром Пандоры наблюдаешь в очках, как-то не до того, чтобы выискивать «блох», но стоит только снять эти чудные, «розовые» приборчики, как все изменяется.
В августе прошлого, 2009 года (после выхода первого трейлера «Аватара»), сообщалось, что Fathom Studios занимается оценкой возможных юридических санкций и собирается предъявить создателям «Аватара» иск о плагиате. Оказывается, по мнению руководства студии, видеоряд «Аватара» практически полностью повторяет видеоряд трехмерного мультфильма «Дельго», который был выпущен в прокат в 2008 году. Сюжет «Дельго» основан на противостоянии рас разумных черепах и бабочек. Кстати сказать, мультфильм оказался полностью провальным: при бюджете $40 млн., заработать удалось только $690 тыс.
Также о краже сценария заявил недавно Борис Стругацкий, который считает, что «Аватар» списан с цикла его романов «Мир полудня». Между прочим, Борис Натанович фильм не смотрел. Но тем не менее, фактом является то, что и в «Мире полудня», и в «Аватаре» присутствуют ракопауки и тахорги, джунгли и туземцы (правда, туземцы Стругацкого напоминают собак, туземцы Камерона – кошек), а также главный герой, попадающий к аборигенам и становящийся членом их племени.
Похоже, что Борис Стругацкий обижен вовсе не на сам факт «плагиата мира», а на то, что никто не сказал «спасибо». И действительно, о том, что романы Берроуза использовались в качестве исходного материала, Камерон упомянул, ну а о «Мире полудня» не сказал ничего.
Но по-настоящему «Аватар» является почти полной сюжетной копией другого произведения – мультфильма «Покахонтас» (студия Уолта Диснея, 1998 год, режиссер Эрик Голдберг).
В наличии имеется и там, и там – молодой человек, принадлежащий к «высшей» культуре, к механистической цивилизации. А также – дочь вождя племени «дикарей», к которой этот молодой человек испытывает романтические чувства. Племя «дикарей» и в «Аватаре», и в «Покахонтас» живет в полном единении с природой. В «Аватаре» с водопада прыгает главный герой, в «Покахонтас» - героиня. В «Покахонтас» главная героиня является невестой будущего вождя племени, но отдает свое сердце белому пришельцу издалека, в «Аватаре» - тоже. И неудачливые женихи в обоих фильмах имеют даже внешнее сходство! И так же пытаются уничтожить незваного пришельца, отнявшего любимую и посягающего на место в племени. Кстати, даже Бабушка Ива из «Покахонтас» присутствует в «Аватаре»! Священное дерево, которому поклоняются пандорианцы, в котором продолжают жить души их предков – прямо копия Бабушки Ивы. Одна разница – с ветвей Бабушки Ивы слетают светлячки, а с ветвей священного древа аборигенов Пандоры – светящиеся крохотные медузы (семена древа). Белые пришельцы в «Покахонтас» ищут золото, в «Аватаре» - таинственный, но очень дорогостоящий минерал.
Есть, конечно, и отличия. Например, у главной героини «Аватара» нет верной подруги. Зато ее место прекрасно заполняет ботаник Грэйс. Вождь племени в «Покахонтас» остается жив в результате всех перипетий сюжета, а в «Аватаре» этот персонаж погибает (что оправдано – он ведь должен освободить место для Джейка Салли). Немножко отличаются и пейзажи – ровно настолько, чтобы было понятно, что Пандора все-таки не в Америке.
Еще один сюжетный поворот позаимствован из мультфильма «Гроза муравьев» (Warner Bros., режиссер Джон А.Дэвис, 2006 год). Мальчик Лукас, уменьшенный до муравьиного размера (Джейк Салли, увеличенный до трехметрового роста аборигенов), попадает в муравейник (в племя аборигенов), где красавице-муравьихе (красавице-аборигенке) дается 3 дня (3 месяца), чтобы перевоспитать «врага народа» и научить его любить живую природу.
А великолепная находка Камерона – связь жителей Пандоры с живой природой, их единение, позволяющее почувствовать эмоции друг друга (у каждого пандорианца имеется специальный орган с кисточкой, и когда эти кисточки соединяются, а волоски переплетаются, возникает та самая связь) – это ничего не напоминает? Присмотритесь, это ведь сцена из «Матрицы»!
Так что не стоит снимать очки и смотреть «Аватар» в обычном варианте, а то можно многое увидеть.
И все же создатели «Аватара» заслуживают благодарности, а фильм несомненно войдет в историю. Нет, не благодаря убогому сюжету, надерганному кусочками из различных произведений. Но – из-за объемности 3D. Именно эффект присутствия в мире Пандоры обессмертит «Аватар».Теперь многие киностудии задумались о переводе своих самых кассовых фильмов в «объемное состояние». Говорят, что вскоре появятся «Звездные войны» в 3D варианте, а также многие другие фильмы, полюбившиеся зрителям. Так что «Аватар» - только первая ласточка. Или первый блин.
София ВАРГАН