Вивьен Ли не звезда кино. Английская актриса относится к той малочисленной касте легенд кинематографа, имена которых не хочется опошлять банальным ярлыком «звезда», потому что их значение для истории человечества не ограничивается одной лишь «звёздностью». Эти актёры и актрисы были символами какой-то волшебной, возвышенной и вместе с тем вполне реальной жизни, к которой стремились люди первой половины прошлого века. Собственно говоря, они, эти легенды, и есть кино, и Вивьен Ли среди них.
Вивиан Мэри Хартли появилась на свет 5 ноября 1913 года в индийском городе Дарджилинг, где в то время проходил службу её отец, офицер английской колониальной кавалерии Эрнест Хартли. Мать девочки, Гертруда Робинсон Яки, была глубоко верующей католичкой, ирландкой по происхождению, и с ранних лет стремилась воспитывать дочь в строгости. При этом строгость воспитания сочеталась с поощрением у Вивианы интереса к литературе и искусству, а также к театру, более того, Гертруда участвовала в постановках любительской театральной труппы. Так что Вивиан впервые вышла на сцену, пусть и непрофессиональную, в нежном возрасте трёх лет. И с тех пор в ней зародилась страстная мечта о театре, о сцене, об актёрстве. Правда, следующие несколько лет не слишком сопутствовала претворению этих мечтаний в жизнь – по решению матери в 1920 году Вивиан была направлена в школу для девочек при английском монастыре Святой Анны. При всё недовольстве строгими и аскетичными порядками при монастыре девочка не забывала о своей мечте, между делом научаясь дисциплине и вырабатывая в себе работоспособность. Завершив своё образование в нескольких учебных заведениях континентальной Европы, в 1931 году Вивиан вернулась к родителям, которые находились в Англии, и встретила свою первую любовь. Впрочем, скоротечный роман, а затем брак с адвокатом Гербертом Ли Холманом был скорее плодом трезвого расчёта – Ли Холман был преуспевающим серьёзным человеком, достаточно зрелым (всё-таки 14 лет разницы), идеальным кандидатом для создания добропорядочной семьи. Эта семья и была создана в 1932 году, вскоре у четы родилась дочь Сюзанна.
Вивиан не оставляла мечты о сцене, которая подогревалась обучением в Королевской Академии драматических искусств. Муж не одобрял «легкомысленного» увлечения супруги, но и не препятствовал ему. Вивиан постепенно пробивалась на театральную сцену, получая небольшие роли в различных постановках. Не заставили себя ждать и роли в кино – дебютом стала картина «Дела идут на лад». Появившийся у актрисы агент посоветовал ей слегка преобразить своё имя на более эффектное для афиш «Вивьен Ли», что она и сделала. Со сменой имени резко изменилась и вся её жизнь.
Прежде всего, в 1934 году она познакомилась с Лоуренсом Оливье, который только начинал обретать свою популярность, но в котором уже тогда был виден потенциал великого актёра. Правда, до поры до времени, Оливье не обращал на неё внимания, но после того, как в 1935 году вышел спектакль «Маска добродетели», который обернулся триумфом Вивьен, сыгравшей главную роль, общение между ними стало теснее. Завязался бурный роман, который в итоге привёл к разрушению двух семей (Лоуренс на тот момент также состоял в браке). Бракоразводные процессы шли сложно и Вивьен Ли с Лоуренсом Оливье смогли официально пожениться только 30 августа 1940 года. И к тому моменту Ли уже была кумиром если не для всей планеты, то уж для англоязычного её населения уж точно. Ведь в 1939 году вышел на экраны знаменитый фильм «Унесённые ветром», который моментально стал классикой жанра, который до сих пор считается одним из непревзойдённых шедевров кинематографа, который собрал богатую коллекцию статуэток недавно учреждённой премии «Оскар» и который возвёл в ранг небожителей исполнителей главных ролей Кларка Гейбла и Вивьен Ли. Вивьен, кроме всего прочего, получила и «Оскара» за лучшую женскую роль.
1940-е годы ознаменовались для Вивьен Ли счастливой семейной жизнью и игрой в спектаклях шекспировского репертуара совместно с мужем, Лоуренсом Оливье. Но беда, как это чаще всего и бывает, пришла неожиданно и стой стороны, откуда не ждали. Накапливавшееся годами переутомление, ставшее следствием ураганного и беспощадного темпа, в котором Вивьен всегда работала в кино и в театре, дало о себе знать в 1945 году. К тому моменту она уже была больна туберкулёзом, но казалось, что болезнь отступила. Однако неожиданно выяснилось, что скрытый туберкулёз негативно сказался на её психическом состоянии – Ли стала раздражительной, подчас не контролировала свои эмоции, устраивала скандалы и даже набрасывалась с кулаками на близких людей, при этом впоследствии не помня об этом. Ситуацию усугубил выкидыш , произошедший в том же 1945 году и который имел очень глубокие последствия – ведь Вивиан все годы совместной жизни с Оливье мечтала о совместном ребёнке. В конце 1940-х – начале 1950-х она ещё работала в кино и театре. Именно в это время ею был создан второй после «Унесённых ветром» шедевр – сначала в театре, а потом в кино она сыграла главную роль в постановке пьесы Теннеси Уильямса «Трамвай «Желание»». Вышедший в 1951 году одноимённый фильм стал ненамного меньшим потрясением для публики и критики, нежели были «Унесённые ветром», Вивьен Ли получила второго «Оскара», а её партнёр-дебютант по проекту Марлон Брандо начал свою блистательную карьеру.
Увы, но это был последний успех в жизни Вивьен Ли. Вскоре её психическое состояние стало настолько опасным для неё и окружающих, что её поместили в психиатрическую лечебницу, где к ней применяли кошмарные и неэффективные методы лечения вроде процедур с электрошоком. Возвращение домой принесло Ли некоторое облегчение, но к этому времени Лоуренс Оливье уже устал от сложной семейной жизни и начал любовный роман с актрисой Джона Плоурайт. В 1958 году, в день 45-летия актрисы, Оливье объявил ей о желании расстаться, что ухудшило её состояние. Снова последовали сеансы лечения электрошоком, заменённые потом приёмом психотропных препаратов. Вивьен оправилась настолько, что последние несколько лет жизни продолжала работу в театре и изредка в кино, но её часто мучили страшные приступы депрессии . Великая актриса Вивьен Ли скончалась 7 июля 1967 года от стремительно прогрессировавшего туберкулёза, поразившего лёгкие. Современные медицинские эксперты выяснили, что одной из главных причин тяжёлого состояния здоровья актрисы в последние 22 года её жизни были обусловлены неправильным лечением. В частности, препарат изониазид, прописанный Вивьен для лечения туберкулёза, не только не был эффективен, но и в качестве побочного эффекта привёл к психическим нарушениям, усугублённым вследствие отсутствия правильного диагноза и последовавших личных потрясений. Жизнь оказалась более жестокой с Вивьен Ли, чем с её Скарлетт О’Хара…
Александр Бабицкий