Конечно, по бюджету, по масштабам рекламной кампании, по ажиотажу и по всем-всем-всем сопутствующим обстоятельствам премьеры фильм Алексея Учителя «Край» не сравнится со второй частью «Утомлённых солнцем» Никиты Михалкова. Однако проект, в котором задействованы такие знаковые лица отечественного кино, как Владимир Машков и Сергей Гармаш, со столь тяжеловесным для России бюджетом (11 миллионов «зелёных») и с явными международными амбициями («Край» выдвинут российским киносообществом на включение в расширенный список номинантов на «Оскар»), обречён пусть на опосредованное, но всё же сравнение с эпохальным проектом Никиты Сергеевича.
Сибирь – дело тонкое…
Но прежде, как и полагается, о сюжете фильма «Край». Осенью 1945 года на сибирскую станцию с красноречивым названием «Край» (потому что дальше действительно ехать некуда, больше станций по этой ветке железной дороги нет) прибывает демобилизованный солдат-фронтовик Игнат, до войны бывший машинистом поезда и теперь направленный сюда занять свою гражданскую должность. Довольно быстро Игнат понимает, что Край это не просто заброшенная в таёжной глухомани станция, при станции находится посёлок, где проживают ссыльные «враги народа», вражеская сущность которых для власти очевидна, но всё-таки недостаточна, чтобы отправить их в лагерь. Впрочем, жизнь на этом вольном поселении в лучшую сторону от лагерной отличается незначительно – жизнь в общих бараках, тяжёлая работа на лесоповале. Практически сразу становится понятно, что Игнат, солдат-победитель, абсолютно чужой среди этих отчаявшихся людей. И то, что Игнат и «крайчане» разные, особенно проявляется, когда фронтовик обнаруживает на необитаемом острове чудом выжившую в течение всей войны немку Эльзу. В 1940 году она со своим другом и отцом – железнодорожным инженером приехали сюда работать, в 1941 её близких расстреляли, а она, считавшаяся погибшей, жила в брошенном на острове паровозе. Первоначально Игнат относился к ней как к трофейной рабочей силе – немка всё-таки. Но постепенно он смог разглядеть в ней человека, тогда как все остальные, включая женщину Игната, Софью, продолжали упорствовать в своей почти животной озлобленности. Ситуация осложнялась тем, что вот-вот должен был прибыть чекист «Фишман», надзирающий за поселенцами и в своё время расстрелявший близких Эльзы…
Соотношение «цена – качество»…
Разумеется, кинематограф, как и всякое искусство, не столь хорошо поддаётся оценке с точки зрения экономического критерия соотношения цены и качества. Но если вспомнить, что кино давным-давно не только искусство, но и бизнес, этот показатель может быть весьма красноречивым. О том, что Никита Михалков потратил на продолжение «Утомлённых солнцем» более 40 миллионов долларов в России не знают разве что люди без телевизоров, интернета, радио и газет. И при этом редкий человек, посмотревший «Утомлённые солнцем-2», не скажет, что это как раз тот случай, о котором можно сказать «гора родила мышь» (распространены и более резкие оценки уровня проекта). На экране видно, на что были потрачены деньги, но от этого не легче, ведь получилась не эпохальная сага о войне и о людских судьбах в условиях этого страшного испытания, а набор, безусловно, зрелищных, красочных и хорошо снятых эпизодов, совершенно не складывающихся в единое повествование, да ещё и с малопонятными символами и натянутыми сюжетными линиями.
Затраты на производства фильма Алексея Учителя «Край» составили. Как было сказано, 11 миллионов долларов. Скорее всего, в российском прокате он не окупится – для этого нужно собрать минимум 22 миллиона (половину кассовых сборов забирают кинотеатры), а зритель нынче прижимистый, да и рекламное продвижение «Края» вновь, как и со всеми последними кинопроектами Первого канала, оставляет желать много лучшего. Но при этом картина Учителя, во-первых, куда содержательнее, во-вторых, намного цельнее, в-третьих, однозначно более достойна представлять Россию на международном уровне, чем «Утомлённые солнцем-2». Потому что, несмотря на весь свой размах (гонки на настоящих паровозах середины XX века по сибирской тайге это масштаб настоящего голливудского блокбастера), фильм «Край» это мастерски сконструированная и вразумительным языком рассказанная история о, с одной стороны, человеческих взаимоотношениях, с другой, о русском народе в его как лучших, так и худших национальных проявлениях. К тому же это на редкость удачный сплав истории из жизни, с настоящими жизненными типажами, с человеческими, тёплыми и осязаемыми, а не искусственно-картонными, страстями и прямо-таки мифологического повествования, своего рода притчи. Да и умение Алексея Учителя подбирать актёров под конкретные роли, а затем в хорошем смысле слова «выжимать» из исполнителей всё, до последней капли, хорошо известно. Про Владимира Машкова и вовсе можно сказать, что Игнат это одна из лучших его ролей за всю карьеру. И искренне жаль людей, которые в фильме «Край» не увидели ничего, кроме «клюквы» с медведями, самогоном, тайгой и фуфайками – видимо, именно это для них самое главное в любых историях…
Александр Бабицкий