Детские фильмы из Голливуда - не для детей?

детские фильмы ГолливудаСовершенно очевидно, что голливудский кинематограф, ориентированный на того зрителя, кому меньше 17 лет (в США возрастной рейтинг кинопродукции имеет два основных рубежа, 13 и 17 лет), за последние несколько десятилетий изменился кардинальным образом. Впрочем, это лишь одна из граней необратимых перемен в самом характере шоу-бизнеса, в его более стремительном и явном взрослении. В голливудской мультипликации, например, контраст между, скажем, мультсериалами конца 1980-х (вроде «Чёрного плаща» или «Утиных историй») и современными анимационными хитами наподобие «Шрека» или «Ледникового периода», ещё более разителен. В наступившем 10 лет тому назад новом столетии Голливуд как флагман мирового коммерческого кинопроизводства уже не знает такого отдельного жанра, как «детское кино», что замечательно видно по продукции традиционно ориентированной на подрастающее поколение кинокомпании Walt Disney Pictures. И такому положению вещей есть как минимум две глобальные причины.

Другие фильмы

Причина первая: кинематограф за последние примерно тридцать лет изменился безвозвратно, те картины, которые были популярны в раньше (назовём их совершенно условно «доспилберговская эпоха»), ныне в подавляющем своём большинстве обречены на провал. Другой ритм жизни и кино, жёстким стал юмор, слишком уж условными стали прежние, казавшиеся незыблемыми, нравственные установки, высокого уровня развития достигли компьютерные технологии и спецэффекты. Не обошло стороной развитие коммерческого кино и детский кинематограф.

 

Раньше кино для детей и создавалось в расчёте исключительно на детей, на детские интересы и особенности восприятия и мышления. Ведь для взрослых существовало своё, отдельное кино, которое поступательно двигалось вперёд, появлялись новые жанры, изобретались новые приёмы, воплощались оригинальные сценарии. Взрослым было что смотреть в своём возрастном сегменте; они же, в свою очередь, выдавали детям деньги на билеты на детское кино.

Теперь же, с конца XX века, взрослое кино исчерпало себя, уже нет ничего принципиально нового: придумать свежий незамыленный сценарий практически невозможно. Все жанры уже по несколько раз были разбиты на поджанры и использовались во всех возможных комбинациях. Изобретать какие-то технические приёмы, композиционные находки и так далее остаётся возможным лишь в арт-хаусном кино, в коммерческом кинопроизводстве для этого просто нет времени. Вот и получается, что взрослые обречены воспринимать кино лишь как средство развлечения, совсем как в детстве. Выходит, что сейчас взрослыми востребованы проекты, стилизованные под детское кино, с использованием тех же основополагающих принципов, что задействованы при создании детских фильмов. Разве у кого-то повернётся язык назвать совершенно фантастическую по визуальному исполнению и полёту фантазии, но абсолютно банальную по сценарию ленту Кэмерона «Аватар» взрослым кино? Вряд ли – это в чистом виде модернизированный детский фильм.

Так что Голливуду нет никакого резона производить ориентированные на детей в чистом виде картины, когда можно добавить в, по сути, детский проект несколько штрихов, которые нажмут на клавиши взрослых душ (вроде «взрослой» интонации юмора) и сразу получить двойную зрительскую аудиторию – детей и их родителей. Всё-таки основной потребитель на кинорынке - это человек с собственным постоянным доходом, то есть взрослый. Кто платит, для того и пишется музыка – таков принцип индустрии развлечений, и в такой ситуации дети оказываются лишь побочным, не обязательным потребителем. Зачем же для него снимать «отдельное» кино, скажите на милость?

Другие дети

Причина вторая – дети. Что бы ни говорилось в различного рода древних мудростях, хоть восточных, хоть античных, хоть египетских, дети каждого нового поколения хоть чуть-чуть, но отличаются от тех детей, которыми были их родители, дедушки и так далее. А последние сто лет это «чуть-чуть» становится всё осязаемее, всё серьёзнее, всё значительнее. Откровенно говоря, если исходить из стандартов «детскости» предыдущего поколения, рождённого примерно в начале – в середине 1970-х годов, нынешних детей и детьми-то назвать можно лишь с большой долей условности.

За последние лет двадцать повседневная жизнь человечества изменилась так, как до нашей эры или в Средние века она не менялась веками и тысячелетиями. Скорость жизни, доступность информации, средства связи и необходимость живого общения – сегодня это почти полностью другие по содержанию категории, совсем не то, что под ними понималось во времена, когда в каждом доме не было персонального компьютера, в каждом компьютере не было выхода в интернет, а у каждого уха не присутствовал мобильный телефон. Поэтому современные дети сызмальства заточены под то, чтобы воспринимать и усваивать универсальные, не детские и не взрослые, а некие промежуточные культурные стандарты.

И кинематограф в этом плане наиболее показателен. Да, главные хиты кинокомпании Disney последнего десятилетия, трилогия «Пираты Карибского моря», получила в США возрастное ограничения для просмотра PG-13 (то есть детям до 13 лет фильм можно смотреть лишь в присутствии родителей). Но это лишь дань некой формальности: просто невозможно в современном мире найти ребёнка младше 13 лет, который нашёл бы в «Пиратах» нечто, что не соответствует его вкусам, знаниям и представлениям о жизни. А, скажем, «Гарри Поттер», главный вроде бы детский кинопроект 2000-х, при всей своей сказочности и ориентации на маленьких любителей волшебных сказок, основную свою кассу собрал как раз таки с взрослых зрителей. Вот и получается, что Голливуд уже давно понял и принял в качестве руководства к действию тот факт, что современные дети уже не совсем дети, теперь они не слишком отличаются от тех, кого принято считать взрослыми. Что и нашло отражение в так называемых детских фильмах – какие дети, такие и фильмы.

Александр Бабицкий