Нередко бывает так, что имя того или иного известного человека приобретает устойчивую дополнительную славу в связи с различными скандальными или околоскандальными событиями. И эта «слава» почти всегда несправедливо затмевает те достижения человека, благодаря которым он и стал интересен широкой общественности. Так во многом случилось с выдающейся балериной Анастасией Волочковой, которую на рубеже XX и XXI столетий считали королевой русского балета, но которая вскоре стала притчей во языцех из-за скандала с увольнением из Большого театра и своей активной светской жизни.
Пятилетняя девочка с ясной жизненной целью
Детство - это пора беззаботного веселья, когда человек не знает ни забот, ни проблем, ни дум о будущем, ни размышлений о смысле жизни, ни тягот ответственности – в общем, живет в свое удовольствие. Это когда идет речь об обычном детстве. Детство же людей, которые решили связать свою жизнь с искусством балета, стандартное детство ничем не напоминает, чему примером и может являться история Анастасии Волочковой.
Будущая знаменитость родилась 20 января 1976 года в Ленинграде, в спортивно-интеллигентной семье: ее отец в молодости занимался настольным теннисом, выиграл чемпионат страны по этому виду спорта, после окончания стал тренером в спортивной школе; мама работала гидом-экскурсоводом по основным достопримечательностям северной столицы и ее окрестностей. До возраста 5 лет жизнь Насти была жизнью обычного советского ребенка – но лишь до того дня, когда мама взяла ее на балет «Щелкунчик» в прославленный Мариинский театр. И все, судьба маленькой Насти Волочковой была решена – отныне она знала, что хочет заниматься только балетом, у нее, совсем еще несмышленого ребенка, уже была ясно сформулированная цель в жизни, ради достижения которой можно и нужно было очень многим пожертвовать. И она жертвовала: практически все ее сознательное детство и юность прошли в стенах Ленинградской, а затем Санкт-Петербургской Академии русского балета, где она осваивала основы, а затем оттачивала свое владение искусством балета под наставничеством знаменитой в прошлом балерины и выдающегося педагога Натальи Михайловны Дудинской. Для Волочковой не было речи не то что об обычных детских развлечениях или шалостях, но и просто об обычной детской пище – с малых лет она соблюдала строгую диету, которая позволяла сохранять столь важную для балерины форму. Все это не прошло даром – на сцене Мариинского театра Анастасия Волочкова дебютировала в балете «Лебединое озеро» еще в качестве студентки Академии русского балета, а с 1994 года она стала полноправной солисткой труппы знаменитого театра.
Скандалы запоминаются легче, чем спектакли
Очень быстро Волочкова стала одной из главных звезд Мариинки: с 1994 по 1998 год в ее репертуар входят партии в таких знаменитых и сложных балетных постановках, как «Жизель», «Жар-птица», «Щелкунчик», «Дон Кихот» и других. В составе труппы Мариинского театра она гастролирует без преувеличения по всему миру, обретя не только российскую, но и международную известность. Эта известность становится по-настоящему широкой с 1996 года, когда Анастасия становится победительницей Международного конкурса артистов балета имени Сержа Лафаря в Киеве. В 1998 году ее приглашают для работы в Большом театре, для исполнения главной партии в спектакле «Лебединое озеро». В 2000 году на балетном конкурсе в австрийском Сен-Пельтене Волочкова получила награду «Золотой лев» как самая талантливая балерина Европы. Из-за множества предложений из-за рубежа (в частности, из Англии и других стран) Волочкова в 2000 году временно покинула труппу Большого театра, но в 2001 вновь возобновила сотрудничество с ней. В 2002 году балерина удостоена звания Заслуженной артистки России.
Но затем в ее профессиональной судьбе начался перелом. В 2003 году администрация Большого театра, не желая и дальше терпеть головную боль из-за солистки, которая имеет множество предложений со стороны, решила разорвать соглашение с Волочковой. Когда же балерина опротестовала это решение, с подачи тогдашнего генерального директора Большого театра Александра Иксанова была выдвинута версия, будто это увольнение произошло из-за плохой физической формы Анастасии, из-за невозможности подобрать ей партнера, способного в чисто физическом плане с ней работать. Эта формулировка и последовавшие за ней многочисленные выяснения отношения в прессе привлекли повышенное, но чересчур скандальное внимание к Волочковой.
В результате двухлетних судебных разбирательств суд принял сторону балерины и восстановил ее в составе труппы Большого театра, однако работать там она по понятным причинам не могла. Анастасия активно занялась светской жизнью, участием в различных телевизионных проектах, подалась в политику, став членом партии «Единая Россия». В 2005 году она родила дочь Ариадну от бизнесмена Игоря Вдовина, замужем за которым впоследствии была в 2007-2008 годах. Возвращение на сцену Волочкова осуществила в середине 2009 года, представив сольную танцевальную программу под названием Nerve в Лондоне, а в декабре того же года привезя ее в Москву. Впрочем, к сожалению, в России на протяжении последних нескольких лет ее воспринимают в большей степени как светский персонаж, а не как действительно выдающуюся балерину.
Александр Бабицкий