Корпоративная одежда все чаще понимается как неотъемлемая составляющая имиджа любой организации. Ею стараются обзавестись и авиакомпании, и строительные фирмы, и рестораны быстрого питания, и даже небольшие бутики. Поскольку внешний вид сотрудников всегда запоминается не меньше, чем логотип компании или слоган, которым по традиции принято уделять много внимания, то корпоративная одежда становится своего рода скрытой рекламой, причем достаточно ненавязчивой.
По сути, корпоративная одежда – это всего лишь усовершенствованная униформа. В советское время халаты врачей и продавцов из магазинов всей страны были практически одинаковыми и различались разве что расцветками или длиной рукавов – особой разницы в покрое моделей не было. Собственно корпоративная одежда как таковая появилась в России уже после 2000 года и объединила функции униформы и стимулирующего фактора, который оказывает воздействие не только на покупателей или клиентов компании, но и на самих ее работников.
В отличие от униформы
До сих пор корпоративную одежду иногда ошибочно называют униформой, но на самом деле это принципиально разные понятия. Различия кроются, прежде всего, в функциональности: униформа – всего лишь дань критериям гигиеничности при работе с продуктами питания и другими товарами. Корпоративная одежда между тем выступает мощным инструментом идентификации персонала среди общей массы людей, находящихся в компании. Как говорят маркетологи, она способствует формированию лояльности клиентов, задает им привычку к логотипу и бренду компании.
Кроме того, при массовом пошиве униформы, как правило, не учитываются никакие эстетические критерии: например, ткань может быть совершенно невыразительных расцветок. Для корпоративной одежды характерна широкая цветовая гамма, лишь бы она отвечала требованиям корпоративного стиля и культуры той или иной компании. Фасон такой одежды может корректироваться с каждым сезоном и различаться в зависимости от полового и возрастного факторов.
Корпоративная одежда для офисов
Иногда под корпоративной одеждой имеют в виду не только промо-форму, но и одежду для офисных работников, консультантов и другого административного персонала. Наряжать их всех в однотипные комбинезоны или куртки как-то несерьезно и нецелесообразно, и тогда проблема решается просто с помощью разработки корпоративно-делового стиля. Например, операторы касс Сберегательного банка России могут приходить на работу в своих собственных блузках и юбках, но при этом соблюдается необходимое условие: белый верх – темный низ, и присутствует аксессуар в виде фирменного шейного платка.
В Газпроме в 2009 году был подписан приказ «О внешнем виде и деловом стиле работников ОАО «Газпром-Нефть», где четко прописаны регламенты к внешности сотрудников женского пола. Эти описания заняли ни много, ни мало – семнадцать страниц документа и коснулись буквально всего, вплоть до длины ногтей, юбок, причесок и даже брендов одежды, которые рекомендовано приобретать. Например, сотрудницам компании не разрешается приходить на работу с длинными распущенными волосами , креативными стрижками или прическами, сделанными при помощи большого количества лака для волос.
А в идеале корпоративная офисная одежда должна всего лишь удобной, стесняющей движений, привлекательной визуально, оставляющей хорошее впечатление о компании в целом и о ее сотрудниках в частности. На основе этих правил и формируется грамотный дресс-код .
Любопытно, что в Калифорнии некоторые требования к корпоративной одежде закреплены даже в законодательстве штата. Там категорически запрещено появляться на рабочих местах в спортивных штанах, шортах, тапочках-вьетнамках, а девушкам непозволительно приходить в офис в откровенных топах на тонких бретельках. Ведь все-таки корпоративная одежда призвана создавать атмосферу серьезности и ответственности.
Светлана Усанкова