Еще в восьмидесятые и девяностые годы ХХ века макраме было популярным способом оформления интерьера - по крайней мере, у жителей постсоветского пространства. Свое название искусство макраме получило благодаря двум источникам – турецкому слову «макрама», обозначавшему плетеный шарф с бахромой, и арабскому «миграмах», как называли шарф из кружева ручной работы. Макраме во многом напоминает всем известное вязание или кружевоплетение, но отличается от них специфическими приемами.
В основе этого ремесла лежит узелковое плетение. Оно было изобретено еще в древнем мире. Считается, что в Европу искусство макраме пришло из стран Азии, но эта техника была также широко распространена в Древней Греции, Древнем Египте, Китае, Перу, Ассирии и некоторых других странах. Собственно, все начиналось когда-то с сетей, которые плели для своих надобностей моряки парусного флота. Посредством узлов они скрепляли друг с другом тросы и делали плетеные покрышки для украшения рулевых колес.
Гордиев узел и балтийский янтарь
Некоторые исследователи полагают, что знаменитый гордиев узел, некогда разрубленный решительным Александром Македонским, был завязан именно в технике макраме. Не случайно же решение проблемы с этим узлом сулило власть над Азией, а не над каким-либо другим регионом. В XIV веке макраме уже было довольно популярно в Испании, и в кафедральном соборе Мадрида до сих пор сохранились образцы и рисунки того времени. На картине итальянского художника Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов» на голове одного из персонажей можно заметить шапочку, выполненную в технике макраме.
В XVII веке в Европе модный тон задавало узелковое кружево : дамы из высшего света украшали им свои наряды, духовенство - одежды, в которых приходилось совершать церковные службы. Подобные способы переплетения нитей начали использоваться при изготовлении различных предметов интерьера - чехлов для музыкальных инструментов, покрывал для мебели, штор и так далее.
Интересны прибалтийские традиции макраме: мастера отдают предпочтение нитям натуральных оттенков, а если изделия подвергают окраске, то выбирают приглушенные пастельные тона . В качестве дополнительных украшений здесь часто выступает фурнитура из натурального янтаря - бусины, подвески и прочие декоративные элементы.
Изделия, выполненные в технике макраме, отличаются повышенной прочностью, поэтому не случайно из пеньки и другого веревочного материала плетут ремни, кашпо для цветов, сумки, абажуры для светильников.
Макраме: материалы и основные рекомендации
Для того чтобы плетение получилось аккуратным и красивым, рекомендуется использовать такие материалы, как шелковый шнур, шелковые и хлопчатобумажные нитки, шерсть. При изготовлении деталей одежды и аксессуаров вроде нитяных ожерелий или поясов в дело пускают льняной и синтетический шнур, пряжу, сутаж. А в интерьерном макраме основным исходным материалом чаще всего является натуральная пенька.
Перед началом работы желательно сделать эскиз будущего изделия. Также для него нужно создать детальную схему, где будут указаны все узлы, детали, соединение узлов и прочие важные моменты.
Важно, чтобы материал для плетения макраме должен был прочным. Сильно перекрученные нити или веревки не подойдут, поскольку они не отличаются податливостью. Для получения четкого и рельефного узора нити рекомендуется скручивать потуже, а сами узлы завязывать покрепче.
Узелковая техника плетения хороша тем, что дает возможность удлинять в процессе работы нити ровно настолько, насколько это нужно, привязывая к их концам новые отрезки. Все узлы различаются по степени сложности, и запомнить их на память с первого раза совсем непросто. Но порой в этом нет совершенно никакой необходимости, ведь знание даже трех-четырех простых узлов дает возможность придумывать с ними множество вариаций и комбинаций.
Светлана Усанкова