Православный календарь - как разобраться в праздниках?

православный календарьЕщё 20 лет назад в России не было никакой путаницы с календарями: тогда большинство населения слышать не слышали ни о каких китайских или японских календарях, а о юлианском календаре знали лишь то, что его «отменили» в 1918 году. Однако за это время произошли значительные общественно-политические изменения, Русская Православная церковь стала возвращать себе общественное значение, всё большее число людей с различной степенью формализма стали именовать и считать себя верующими. В этой связи неизбежно было частичное восстановление позиций юлианского календаря, ведь именно он является основой церковного православного календаря.

Спасибо Цезарю за юлианский календарь

Гай Юлий Цезарь оставил глубокий след в истории человечества самыми различными своими деяниями, в том числе и введением в 45 году до нашей эры в Римской республике календаря, который впоследствии получил в его честь наименование юлианского и стал базой православного календаря. Справедливости ради стоит отметить, что сам Цезарь, конечно, созданием календаря не занимался, а пригласил из Александрии группу учёных во главе с Созигеном, но сути это не меняет. Именно юлианский календарь, разделивший год на 12 месяцев и 365 дней, внесший один дополнительный день на четыре года и установивший в качестве начала года 1 января, сформировал календарную систему западной цивилизации на последующие две с лишним тысячи лет вплоть до настоящего момента. Ведь и григорианский календарь, введённый в XVI столетии и являющийся универсальным для всего мира, является, по сути, тем же юлианским, но с определёнными модификациями по части определения високосных лет – в юлианском календаре таковыми являются все годы, кратные 4, в григорианском же кратные 100, но не кратные 400. Из-за этого расхождения постепенно по дням накапливается разница между двумя календарями: в позапрошлом столетии она составляла 12 дней, в XX-XXI веках равняется 13 суткам, а в следующем веке будет уже 14 дней.

 

Русская Православная церковь является институтом, в котором особо почитают освящённые многими веками традиции, к числу которых относится и юлианский календарь. К тому же в глазах Церкви григорианский календарь устойчиво ассоциируется с Советской властью, перешедшей на данную календарную систему. Поэтому церковная жизнь РПЦ осуществляется по юлианскому календарю, причём Русская поместная церковь относится к числу так называемых старостильных православных церквей, то есть использующих старый календарь в своей повседневной жизни (к старостильным относятся также Иерусалимская, Сербская и Грузинская церковь). Остальные же, новостильные церкви, осуществляют повседневную жизнь по григорианскому календарю, при этом церковные праздники продолжают рассчитывать по старому стилю.

Переходящие церковные праздники

Именно с датами церковных праздников и связаны основные недоразумения для российского общества. Большинство прихожан РПЦ являются новообращёнными, то есть совсем недавно начавшими активную церковную жизнь, состоящую из посещения богослужений, совершения Таинств и хотя бы частичного следования церковному регламенту жизни. Для них, а также для интересующихся, но не желающих глубоко вникать в подробности церковной жизни, православный календарь представляет определённую загадку. Причина этого в том, что церковные праздники в Православии бывают как переходящими по дате, так и не переходящими. То есть те праздники, которые определяются в зависимости от постоянного по дате (25 декабря по старому стилю, 7 января по новому) праздника Рождества Христова, являются «неподвижными» – например, праздник Крещения Господня (6 января по старому стилю, 19 января по новому) или праздник Преображения Господня (6 августа по старому стилю, 19 августа по новому). А вот праздники, которые рассчитываются по дате главного христианского праздника, Пасхи Христовой, являются переходящими, так как переходящей является дата самой Пасхи (к таковым праздникам относится большинство церковных праздников).

Именно Пасха является центральной точкой, точкой отсчёта церковного календаря. В настоящее время все православные церкви (за исключением Финляндской) определяют дату Пасхи и зависящих от неё переходящих праздников по юлианскому календарю, а все «неподвижные» праздники отмечаются по тому календарю, который действует в данной поместной церкви. Расчёт даты самой Пасхи для каждого года в Православной церкви осуществляется по Александрийской пасхалии, то есть по специально созданной как раз для этого случая астрономически-календарной методике, учитывающей соотношение солнечного и лунного календарей. В этой методике задействованы такие понятия, как весеннее равноденствие (обращение Земли вокруг Солнца) и полнолуние (обращение Луны вокруг Земли). Формула выглядит таким образом, что Пасха празднуется в первое воскресение, последовавшее за моментом весеннего полнолуния. При этом Римская католическая церковь использует для расчёта даты Пасхи другую пасхалию, то есть другую методику, в результате чего Пасха празднуется католиками и православными в разные дни. Впрочем, с частотой в среднем раз в три года эти даты совпадают: например, в 2010 году был как раз такой случай и Пасха праздновалась 4 апреля, тогда как годом ранее католики отмечали это торжество 12 апреля, а православные 19 апреля.

Александр Бабицкий