Человеку необходимо каким-то образом обозначать самого себя и себе подобных. Первой ступенью было выделение в человеческом сознании людей от всех остальных живых обитателей планеты Земля. Следующим этапом стало обособление собственного племени, собственного рода от других людей. Финальным этапом самоидентификации стало выделение собственного «Я» из своего сообщества. Когда же появилось это самое «Я», оно стало нуждаться в каком-то именовании, которое подходило бы для употребления окружающими – ничего, кроме путаницы и хаоса, не вышло бы, называй каждый сам себя только «Я» и пытайся таким образом общаться с соплеменниками и родичами. Поэтому в качестве обозначения того или иного человека появилось имя.
Имя – зеркало человека
Так в общих и весьма упрощённых чертах выглядит один из наиболее вероятных сценариев появления имён, в научной сфере расписанный на многие и многие сотни и тысячи страниц диссертаций, монографий и прочих фолиантов. Учёные, среди которых историки, лингвисты, психологи и много кто ещё, до сих пор спорят над нюансами процесса возникновения и развития имён в человеческом сообществе. Однако большинство из них сходятся в главном – первоначально имена являлись просто прозвищами, основанными, прежде всего, на личных качествах человека, на его внешних особенностях или на значимых по тем или иным причинам фактам его биографии.
Все мы в детстве с той или иной степенью интереса читали приключенческие книги и смотрели приключенческие фильмы о североамериканских индейцах. Нам казались забавными их имена, вроде Быстроногий Олень или Большая Пятка, и мы тогда, конечно, не задумывались, что все человеческие имена в качестве первых предков имеют примерно такие же прозвища. С развитием человеческого общества, культуры и религии имена становились сложнее, они закреплялись уже в качестве самостоятельных частей речи, теряя свою первоначальную непосредственную смысловую нагрузку. С формированием диалектов и языковых групп появлялись различные по звучанию имена, имеющие единые корни, взаимодействовали друг с другом. Имя, появившееся у одной этнической группы, попадало в другую языковую среду, трансформировалось и приобретало новое звучание (древнееврейское имя Иоанн у различных народов приобрело такой вид, как Иван, Иоганн, Джон, Ян, Джованни, Хуан и так далее).
Как выбирают имена
Если задать родителям вопрос, почему они выбрали для своего ребёнка то или иное имя, вариантов ответов может быть множество, начиная от «ну, не знаем, просто по звучанию понравилось…» до «у нас в семье традиция, чередовать имена Владимир и Виктор…». Но есть ряд мотивов, которыми родители руководствуются при выборе имени чаще всего. Если говорить о традиционном православном способе, то имя новорождённому нарекали в соответствии со святками (святки, или месяцеслов – церковный календарь, в котором отражены основные религиозные праздники и дни памяти святых): давали ребёнку имя святого или святой, на день памяти которого (которой) пришёлся день рождения, или день крещения, или в промежутке между этими событиями, или на третий день после рождения или крещения. При этом в РПЦ традиционно не крестят младенцев именем Иисус в знак благоговения перед именем Спасителя.
Современные родители могут легко узнать о значении любого имени и, если они хотят, чтобы их сын был отважным, называют его Андреем, а если желают, чтобы дочь росла тихой и послушной, именуют Галиной. Также всё большую популярность приобретает наречение в соответствии с различными астрологическими системами и гороскопами. Нередко на выбор имени влияет современная мода на какое-нибудь имя (в России особенно популярны Александры, Владимиры, Сергеи) или некое знаковое событие, связанное с определённой личностью (во время Олимпиады 1998 года в мире немало мальчиков были названы Павлами в честь хоккеиста Павла Буре). Впрочем, чаще всего подход к выбору имени сугубо житейский и основывается на том, чтобы имя сочеталось с отчеством отца: например, отцы Иваны не рискуют называть дочерей Мариями, а отцы Сергеи именуют отпрысков Александрами с нескрываемыми честолюбивыми планами. Ну, и есть категория родителей, которые решают соригинальничать и придумывают детям особые имена: скажем, в 1930-е годы в СССР появлялись девочки с именем Тракторина, да и Космос Холмогоров из сериала «Бригада» имеет вполне реальных тёзок.
Имя: история с географией
При том, что современный мир становится всё меньше, а национальные различия стираются всё активнее, всё больше появляется явлений интернациональных, в том числе и универсальных имён, всё-таки специфика имени в различных странах пока сохраняется. Скажем, в англоязычных странах традиционно принято давать ребёнку два имени, первое - главное, личное имя, и среднее имя. Кроме того, английские имена любопытны тем, что на них немалое влияние оказала национальная литература. Именно произведения великих английских писателей создали немало имён, которые прочно вошли в английский язык: так, Шекспир своими произведениями привнёс в Англию такие имена, как Джулия, Джессика, Сильвия; Джонатан Свифт расширил список имён за счёт Стелы и Ванессы, а Скотт и Байрон повлияли на распространение «Манфреда» и «Ральфа».
Во Франции, как во многих странах с католическими культурными корнями, ребёнок также получает сложносоставное имя из трёх имён. Причём в настоящее время имена дают произвольно, но имеется и достаточно старинная традиция наречения: первый сын в семье получал имя деда по отцу, имя деда по матери и имя святого, на чей день выпало крещение; первая дочь получала имя бабушки по матери, имя бабушки по отцу и имя «своего» святого; второй сын получал имя отца деда по отцовской линии, имя отца бабушки по материнской линии и имя «своего» святого; вторая дочь получала имя матери бабушки по материнской линии, имя матери деда по отцовской линии и имя «своего» святого.
А вот в Германии за родителями законодательно закреплено право давать ребёнку столько имён, сколько им заблагорассудится, причём в каких угодно комбинациях. Поэтому среди немцев можно встретить людей как с одним именем, так и со сложносоставным именем, состоящим из десятка простых имён. Однако при этом немецкие законы имеют чёткий набор критериев, определяющих, какие имена граждане не имеют права давать: имена, признанные судом безнравственными и оскорбляющими ребёнка; имена, способные оскорбить приверженцев того или иного официально признанного религиозного течения (например, имя Иуда); родители не могут сами выдумывать имена или выбирать в качестве имени названия городов, автомобилей или кулинарных блюд, существует официальный список существующих интернациональных имён; имя должно носить гендерную окраску, то есть безошибочно определять пол ребёнка – при возникновении путаницы обязательно принятие второго имени, определяющего пол безоговорочно.
Александр Бабицкий