В настоящее время существует немало методик раннего развития детей, среди которых едва ли не самой известной является методика Зайцева. Эта система обучения математике и языкам, изобретенная в свое время Николаем Александровичем Зайцевым, имеет немало поклонников. Играя со специальными игрушками, ребенок легко усваивает новые навыки.
Традиционное обучение
Что представляет собой традиционный метод обучения ребенка, скажем, к чтению? Дети, которые умоляют родителей научить их читать – большая редкость. Гораздо чаще мамы и папы, вспомнив, что их чаду пора уже обучаться грамоте, начинают заниматься с ребенком, настойчиво заставляя его запоминать буквы и звуки. В большинстве случаев занятия эти не слишком привлекают детей, и в результате малыши, конечно, осваивают чтение, но читают без всякого удовольствия.
Сначала детей учат запоминать буквы. Для запоминания букв используют картинки – это вполне логично с точки взрослого человека. Но малыш рассуждает по-другому. В его сознании буквы неразрывно связываются с картинками, то есть он считает, что буква «А» обозначает не соответствующий звук, а картинку с аистом, а буква «Б», соответственно, картинку с барабаном. Неудивительно, что ребенку бывает трудно сложить буквы в слова, даже самые простые.
Суть методики
Методика Зайцева основывается на том, что в раннем возрасте дети наилучшим образом усваивают новые знания в игре. Педагог-новатор предложил отказаться от традиционного способа обучения, который подходит далеко не всем малышам.
Николай Зайцев ввел такое понятие, как «склады» - своеобразную альтернативу буквам и слогам. Складом можно назвать одну букву, а также пару из согласной и гласной или из согласной и твердого (мягкого) знака.
Для обучения складам были созданы специальные наборы кубиков. Эти кубики имеют ряд особенностей. В набор входит пятьдесят два кубика, которые делятся по нескольким признакам:
- По размеру (на больших кубиках написаны твердые склады, а на маленьких, соответственно, мягкие);
- По цвету написания букв (согласные буквы пишутся синим цветом , гласные голубым, а твердый и мягкий знаки – зеленым);
- По звуку или наполнению (железные – со звонкими складами; золотые – с гласными; деревянные – с приглушенными складами; деревянно-золотые – со складами с мягким знаком; железно деревянные – кубики со складами с твердым знаком).
Кроме того, кубики могут быть двойными или одинарными и различаться по весу. А на грани белого кубика нанесены изображения знаков препинания.
Такие кубики, конечно, гораздо сложнее традиционных, но благодаря тому, что они отличаются по размеру, весу, цвету и издаваемому звуку, ребенок может наглядно увидеть разницу между различными складами и буквами. В результате ребенок учится исподволь, в процессе игры.
Особенности методики
Обучение проходит в игровой форме в неформальной обстановке. От детей никто не требует смирно сидеть и внимать педагогу: малыши могут ходить по игровой комнате от одной таблице к другой, искать и выбирать нужные кубики.
Ребенок задействует одновременно зрение, слух и осязание. Это позволяет лучше воспринимать материал. Занятия довольно короткие, менее получаса. Ребенок занимается, пока ему интересно. При этом занятия должны быть регулярными для закрепления результата.
Методика обучения универсальна. Она подходит как для дошкольников, так и для школьников и даже взрослых. Обучение детей младшего дошкольного возраста (до трех лет) имеет свои особенности, но тоже возможно.
Достоинства обучения
Достоинства методики очевидны. Самое сложное для малыша – соединить буквы в слоги. При обучении «по Зайцеву» в этом нет необходимости: малыш сразу запоминает склад.
Все склады на кубиках написаны с учетом правил русского языка. И ребенок, выучивший склады, а не буквы по отдельности, никогда не будет, например, писать «жи» или «ши» с буквой «ы». Таким образом, дети, обучаясь по методике Зайцева чтению, одновременно приобретают знания грамматики русского (или любого другого) языка.
При обучении развиваются все органы чувств и тренируются мышцы глаз: ведь для занятий требуется порой «обежать» глазами всю комнату. Немаловажно, что обучение очень эффективно: дети начинают читать гораздо раньше тех, кто учится по традиционной методике.
Недостатки методики
Если ребенок в дошкольном возрасте обучается по методике Зайцева, ему будет непросто разобраться в школьной программе обучения, которая принципиально отличается от знакомой ему. Дети, с которыми занимались по программе Николая Зайцева, затрудняются, например, сделать буквенный анализ слова. Принятые в младшей школе цветовые обозначения букв тоже могут быть непонятными, поскольку отличаются от обозначений в методике Зайцева.
На кубиках Зайцева имеются сочетания букв, которые применяются крайне редко – например, «бэ» или «вэ». В результате ребенок может путать некоторые звуки. Кроме того, дети, которые занимались по методике Зайцева, нередко «проглатывают» окончания слов.
Нельзя не упомянуть трудоемкость методики. Не каждый родитель может быстро освоить этот метод обучения чтению, столь отличный от традиционного. Также следует отметить дороговизну обучающих материалов. Теоретически, кубики и таблицы можно сделать самостоятельно (так поступали родители-энтузиасты еще пятнадцать лет назад), но это достаточно сложно. Неумело изготовленный дидактический материал неэффективен, причем значение имеет все: цвет, форма, размер, звуки.
Не только чтение
С помощью методики Зайцева можно эффективно обучать ребенка не только чтению на родном языке, но и другим языкам. Кроме того, возможно учить малыша таким образом и математике: дети быстро осваивают счет и арифметические действия.
Более того, уже к четырем годам ребенок может узнать (и понять), что такое дроби и степени. Хотя методика Зайцева для обучения математике используется реже, чем для обучения чтению, она тоже весьма популярна.
Мария Быкова