Детская психология: наука понимать ребенка

детская психологияДети отличаются от взрослых не только ростом, весом и жизненным опытом: малыши и подростки иначе мыслят, иначе рассуждают, иначе относятся к жизни и иначе реагируют на те или иные события, чем взрослые. Детская психология – разновидность возрастной психологии, изучающая особенности психического развития ребенка. И знание психологии ребенка всегда поможет лучше понимать его.

alt

Основные особенности

В детстве человек развивается очень быстро и интенсивно. За какие-то пять-шесть лет беспомощный младенец превращается в личность, обладающую характером, привычками, вкусами, взглядами и интересами. В дальнейшем развитие продолжается менее бурно, постепенно замедляясь с годами. Эти изменения и изучает детская психология.

 

Конечно, все дети разные, однако все в своем развитии проживают определенные этапы. Например, в возрасте трех месяцев дети радуются взрослым, в возрасте года предпочитают играть с игрушками, а в возрасте трех-четырех лет отстаивают в той или иной форме свою независимость. Психологи выявляют закономерности развития детей и находят им объяснения.

Психика ребенка очень пластична, поэтому в детском возрасте различные нарушения корректировать гораздо проще, чем во взрослом. Поэтому детская психология тесно связана с педагогикой.

alt

Молодая наука

Детская психология как наука возникла сравнительно недавно – в конце XIX века. Первой книгой, посвященной именно детской психологии, стала «Душа ребенка» ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера. Автор наблюдал за развитием собственного сына, уделяя достаточное внимание психическим особенностям ребенка. После появления этой книги детская психология стала развиваться, не теряя, впрочем, связи с другими науками, например, философией и педагогикой. Детская психология преследует две задачи: понять самого ребенка и понять, что именно влияет на развитие ребенка, на его взросление.

До этого момента детская психология мало кого интересовала по целому ряду причин. Современным родителям, уверенным в том, что детей нужно любить и баловать, сложно представить, что когда-то к детям относились совсем иначе. Регулировать рождаемость тогда не умели, детей рождалось гораздо больше, чем сейчас, но и смертность в раннем возрасте была очень высокой. Отношение к детям было несерьезным и не особенно бережным. Соответственно, и в особенности детской психологии никто не вникал: требовалось, чтобы малыш выполнял требования взрослых и не слишком докучал им.

alt

Развитие ребенка

Современные психологи нередко представляют развитие человека как цепочку из кризисов. Каждый кризис – это некий внутренний конфликт, переживаемый человеком. Переживая кризис, ребенок готовится передвинуться на новую ступень в своем развитии. Критические периоды были открыты эмпирическим путем. Сначала заговорили о кризисе семи лет, потом – о кризисе трех лет. Следующий известный возрастной кризис – подростковый, тринадцать лет. Последними были открыты кризис одного года и кризис новорожденности.

Границы таких критических периодов очень неотчетливы: определить, когда именно дитя вступило в сложную фазу, а также предсказать, когда эта фаза закончится, практически невозможно. Во время кризисов с детьми очень трудно общаться: они практически не поддаются воспитанию, демонстрируют строптивость, конфликтность.

alt

Кризисы раннего возраста

Первый кризис, с которым приходится столкнуться крохе – кризис новорожденности. Очевидно, что появление на свет – это серьезное изменение в жизни новорожденного. И специалисты все чаще задумываются о том, какое влияние это событие оказывает на жизни ребенка. Малышу предстоит научиться вести автономную жизнь, причем автономия должна быть не только физической, но и психологической.

Признаком первого кризиса психологи считают потерю веса после рождения. Признаком окончания кризиса считают способность ребенка реагировать на взрослых людей. Так, большое значение имеет так называемый «комплекс оживления»: при виде взрослого младенец пытается улыбаться, демонстрирует двигательное возбуждение, пытается использовать крик и другие звуки для привлечения внимания и общения.

Кризис одного года – это переход от младенчества к раннему возрасту. Этот кризис связан с освоением речи. Ребенок уже чувствует потребность сообщить окружающим о своих желаниях и чувствах, но еще не умеет в достаточной степени пользоваться для общения речью. Проявляется кризис аффективными вспышками: дети могут кричать, драться, падать на пол и дрыгать ногами. Появляется автономная речь, состоящая из восклицаний.

Кризис одного года часто протекает почти незаметно, но иногда становится серьезной проблемой как для ребенка, так и для окружающих. Но по мере того как ребенок овладевает речью, трудности сходят на нет.

alt

Кризисы дошкольного возраста

Кризис трех лет – наверное, самый известный и изученный из всех возрастных кризисов. Этот кризис связан с социализацией ребенка. Малыш становится упрямым и деспотичным, он стремится все делать наоборот и постоянно бунтует. Ребенок осознает разницу между «хочу» и «должен», он изо всех сил стремится к самостоятельности и отстаивает свою независимость.

Задача родителей – пойти малышу навстречу и дать ему возможность принимать какие-то решения. Основная сфера деятельности, где ребенок может «хозяйничать» - игра. Пусть дитя создает новые правила и нормы, и кризис постепенно сойдет на нет.

В семь лет дошкольник переживает кризис саморегуляции. Процесс утраты старых норм поведения и приобретения новых может оказаться довольно сложным. Ребенок кривляется и ведет себя неестественно, чем может очень раздражать взрослых, он спорит и реагирует с опозданием, словно не слышит. В результате кризиса теряется детская непосредственность, ребенок становится более закрытым, менее понятным – одним словом, взрослеет.

Мария Быкова