Трудно представить человеческую жизнь без музыки и пения. И если взрослые иногда стесняются петь или считают это занятие недостаточно серьезным, то детские песни неизменно популярны среди малышей. Ребятишки не просто получают удовольствие от распевания песен: пение тренирует дыхательную систему, формирует вкус и мировоззрение, помогает в освоении речи и даже учебного материала.
Самая первая песня
Малыши начинают слышать песни с рождения: с древних времен, укладывая крох спать, мамы пели им колыбельные песни. Давным-давно было замечено, что монотонные песни как нельзя лучше успокаивают малышей, усыпляют их. Поначалу матери тихо жаловались на свою тяжелую жизнь, но постепенно их жалобы приобретали ритмичность, поскольку сопровождались ритмичным качанием колыбели. Рифмованные строки появились много позднее.
Печальные песни помогали матерям выговориться и успокоиться – современные женщины добиваются подобного эффекта, рассказывая о своих невзгодах психотерапевтам или хотя бы подругам. В результате мать успокаивалась, а младенец безмятежно засыпал.
Позже колыбельные песни стали сочинять специально для детей. Современному человеку может показаться странным, что матери и няньки целенаправленно пугали малышей, напевая им то про диких зверей, которые планируют утащить малютку, то про каких-то других монстров. Нередко звучит в старинных колыбельных и тема смерти: некоторые матери желают ее своим малышам, другие, напротив, предостерегают ребенка.
Почему же колыбельные были столь мрачными? Детская смертность в те времена была настолько высокой, что казалась совершенно обыденной. Многие женщины действительно желали смерти своим малышам – прокормить «лишний рот» бедной семье было очень нелегко. Другие же боялись, что их кроха умрет раньше срока, и пытались заключить своеобразную договоренность с высшими силами.
Более поздние колыбельные (особенно авторские) куда менее жестоки. В большинстве случаев малыша просто призывают заснуть скорее, призывая на помощь Сон, Дрему и котов, которые, по поверьям, были своеобразными посредниками между сном и детьми.
Общие черты всех колыбельных: медленный ритм, некоторая монотонность, приглушенность. Эти мелодии призваны вызывать сон. Многие современные матери используют в качестве колыбельных для самых маленьких и взрослые мелодичные песни, которые тоже прекрасно справляются с задачей усыпить малыша. Для детей более старшего возраста больше подходят настоящие колыбельные, желательно авторские, без страшных сюжетов.
Самостоятельное пение
Бодрствование малыша тоже сопровождается пением. Дети очень музыкальны – они еще не умеют стесняться своих вокальных данных, поэтому с упоением распевают песенки. Музыкальное воспитание очень важно для выращивания гармонично развитой личности. Неудивительно, что существует множество песен для детей.
Чем детские песни отличаются от взрослых? В первую очередь, конечно, текстами. Они должны быть понятными любому ребенку, без сложных речевых оборотов и незнакомых слов. Песни для самых маленьких обычно включают в себя элементы народных потешек, бессмысленные, казалось бы, слоги и их сочетания – «тили-тили», «трали-вали», «ду-ду-ду» и подобные. Малышам, которые только начинают осваивать речь, такой незамысловатый текст очень нравится. С одобрением относятся к подобным песенкам и логопеды: весело напевая, ребенок тренируется произносить слоги, которые ему трудно даются.
Дети постарше предпочитают песни, в которых уже заключен какой-то смысл. Для малышей от трех лет и старше хорошо подходят песни с каким-то несложным сюжетом, желательно – оптимистичным. С помощью песен дети учатся каким-то морально-нравственным нормам, правилам поведения в обществе. Например, малышам ненавязчиво предлагают «поделиться улыбкою своей» или учат тому, что у каждого должна быть мама. Поэтому родителям и педагогам желательно внимательно вслушиваться в тексты песенок: произведения современных авторов далеко не всегда транслируют именно те мысли, которые необходимы для воспитания ребенка. Это относится и к некоторым песням, которые еще несколько десятилетий назад использовались для патриотического воспитания детей: сейчас песни про Сталина, Ленина и ведущую роль коммунистической партии несколько устарели.
Детские песни отличаются от взрослых помимо смысловой нагрузки еще и мелодикой. Незамысловатые веселые мотивы близки и понятны детям, их несложно повторить. Услышав такие песенки в мультфильмах, дети с удовольствием напевают их.
Обучение с песней
Давно доказано, что информацию гораздо проще запомнить, если облечь ее в стихотворную форму. Даже те, кто не может похвастаться хорошей памятью, помнят, например, что «биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». Многие дошкольники выучили алфавит, цвета, новые слова и математические действия с помощью специальных стишков. А если положить стихи на музыку, то обучение будет еще более эффективным. Например, алфавит (как русский, так и английский) очень легко запомнить, если не просто читать его, а петь.
Песенки позволяют выучить буквы и новые слова, научиться счету и узнать новые понятия. Очень эффективны такие песни для изучения иностранных языков: в игровой форме они формируют правильное произношение и совершенствуют фонетический слух. Но, к сожалению, не все обучающие песенки одинаково хороши: требуется особое мастерство, чтобы прекратить скучные правила в веселые стихи и положить их на веселый, запоминающийся мотив. Тем не менее, это под силу не только профессиональным композиторам, но и творческим родителям, которые могут превратить занятия с малышами в праздник, напевая веселые и полезные песенки собственного сочинения. А для тех, кто не умеет сочинять песенки сам, уже придумано множество песен на все случаи жизни на родном и иностранных языках.
Мария Быкова