Находясь в постоянном взаимодействии с окружающим миром, с самых ранних лет ребенок выстраивает свою социальную идентичность. Каковы этапы этого процесса?
Учиться жить в обществе
Социализация представляет собой процесс, когда ребенок усваивает нормы и ценности общества, в котором он развивается. И это происходит раньше, чем мы думаем – с самого рождения малыш вступает в мир, чьи правила ему приходится принимать и уважать. Месяц за месяцем он выстраивает свою социальную индивидуальность. И наиболее эффективно это происходит, когда ребенок развивается в группе, но в самом начале ему важно осознать собственную идентичность.
С самого момента рождения ребенок понимает свою уникальность и со временем отделяется от матери – это неоспоримый закон, без которого начало социальной идентификации невозможно.
Затем ребенок знакомится с другими детьми в своей семье, с родственниками, которые его окружают. Это общество способствует социализации с самого раннего возраста, потому что именно общаясь, взаимодействуя с другими, ребенок развивает коммуникативные навыки, выстраивает связь с людьми.
2-8 месяцев
В период от двух до восьми месяцев жизни ребенок начинает отделять себя от других при помощи улыбки, которая является ответной реакцией на чье-то действие. Так запускается социализация. Примерно в шесть месяцев, когда ребенок уже ползает, он делает первые шаги в общении с другими детьми в игре.
В шесть месяцев малыш четко отличает своих родителей и других людей. Примерно в восемь месяцев может появиться такой феномен, как боязнь чужих людей. К этому моменту он уже очень чутко различает, кто рядом с ним – кто-то свой или чужой. С восьми месяцев, когда малыш ползает. Он может приближаться к тому, кто ему нравится. Улыбаться ему, касаться его – это важнейшие ступени социализации. В это же время появляется ревность .
8 месяцев-4 года
С течением времени малышу становится все труднее усидеть на месте. Сначала он ползает, затем начинает ходить, с интересом изучая мир вокруг себя. В 12-18 месяцев ребенок уже ходит, и в его жизни начинается новый этап – он становится все более независимым, но вместе с тем продолжает учиться жить в обществе, играя с другими детьми и со своими родителями.
В три-четыре года очерчиваются границы личного пространства. Например, ребенок может выбрать – играть в группе или одному. К четырем годам отношения внутри группы детей становятся более структурированными.
6-13 лет
В 6-7 лет наступает важнейший этап в жизни ребенка – он начинает учиться, постоянно находится в окружении сверстников и взрослых людей. В этот период у ребенка уже существует понятие дружбы, уважения другого человека.
В 8 лет проявляется эмпатия – понимание другого человека, способность мысленно поставить себя на его место. В десять лет достигается определенная автономия, которая затем будет усиливаться, чувство справедливости, ощущение лжи.
В 10-11 лет ребенок обретает свой круг друзей, собственную компанию, как в среде школьных товарищей, так и сверстников за пределами школы. Он учится уважать законы, по которым строится общение.
В двенадцать лет усваиваются правила поведения, которые приемлемы и неприемлемы в обществе.
Мальчики и девочки
После детства наступает период отрочества. Ребенок уже вырос и усвоил достаточное количество правил жизни в обществе. Подростки начинают обосабливаться, отделять себя от родителей, что может происходить как малозаметно, так и достаточно болезненно в зависимости от его характера и семьи. Но у девочек и мальчиков разные этапы протекают в разных ритмах.
Период противопоставления себя окружающим у девочек происходит в 12-13 лет, у мальчиков – в 14-15. Это время отрицания, которое можно сравнить с «нет» и «я не хочу» в возрасте двух лет.
Позже у подростков наступает период, когда им необходимо самоутверждение. У девочек это 13-16 лет, у мальчиков – 15-17 лет. Подростки активно противопоставляют себя обществу, в котором живут, требуя уважения к себе, своим желаниям, настаивая на собственной взрослости и независимости. Это очень трудное время как для самих подростков, так и для их родителей. Роль последних очень важна, потому что им необходимо заново завоевать доверие своих детей, обеспечивая им поддержку.
Дать шанс на общительность
Родители играют первостепенную роль в процессе социализации своего ребенка. Семья – это неоспоримо главное место, где он получает пример и навыки общения с другими людьми. Индивидуализация ребенка начинается еще в период, когда он находится в младенческом возрасте. Постепенно он растет и развивается, готовясь к отдалению от своей матери, которая в первые месяцы жизни практически не покидает его и все время рядом. Но в будущем мать должна позволять ребенку быть самостоятельным и проявлять свою личность и строить отношения с другими людьми. Для этого существуют кружки, секции, где ребенок может заниматься спортом, театров, танцами и другими видами коллективной деятельности. Это даст не только навыки общения, но и разовьет в ребенке чувство самоуважения.
Помочь застенчивому ребенку
Застенчивость, стеснительность, отсутствие уверенности в себе, низкая самооценка всегда идут из семьи. Если над ребенком подшучивали старшие братья и сестры, родители, происходит блокировка, возникает чувство страха общения с другими людьми и нежелание начинать общение и развиваться в социуме.
Роли родителей в решении этой проблемы отводится первое место. Они должны всячески способствовать общению ребенка с друзьями, его вращению в кругу сверстников, поощрять его инициативы, развивать интеллект, ориентировать на коллективную деятельность.
Что нужно делать родителям, чтобы их ребенок не замкнулся в себе? Прежде всего, никогда в его присутствии не говорить ему чего-то, что унижает его. Напротив, необходимо всячески подбадривать его, показывать свою гордость и довольство, не критикуя и не предъявляя слишком высоких ожиданий.