К каше на Руси издавна относились уважительно, посвящая этой разновидности блюд пословицы и поговорки, а также используя каши в качестве ритуальных кушаний. Так, по случаю крещения младенца подавалась крестильная каша. С приготовлением и употреблением такой каши было связано немало обрядов.
Раньше и теперь
Современному человеку сложно оценить, как важны были ритуальные действия в жизни предков. За соблюдением всех неписаных законов и правил зорко следили пожилые женщины, которые назубок знали все приметы и поверья. И очень многие такие приметы были связаны с кашами. Связь эта неслучайна: блюда из зерновых сопровождали человечество с древнейших времен, с тех пор как первобытные люди догадались печь лепешки из измельченных зерен диких растений.
С тех самых пор каши стали основой питания. Естественно, отношение к кашам было в высшей степени уважительным. Во время приготовления хозяйки молились о хорошем урожае или о здоровье близких, нашептывали заговоры и старались быть в хорошем настроении . Тогда и каша удавалась на славу – она дарила энергию и отличное самочувствие.
С кашей были связаны различные приметы, например, именно это кушанье, по слухам, предпочитали домовые. Чтобы умилостивить домового, ему клали на блюдечко немного каши, а тогда в доме был мир и лад, вся работа спорилась, а детишки рождались крепкими и здоровыми. С кашей были связаны и другие приметы, причем в разных регионах они отличались друг от друга. Где-то считали своим долгом угощать гостей хотя бы небольшой порцией каши, а где-то боялись треснувшего горшка, обещавшего неурожай.
Со временем народный рацион менялся. Сначала каша потеряла былую популярность у знати, потом от нее понемногу стали отказываться горожане. Дольше всего каша оставалась важнейшим продуктом питания для крестьян, но постепенно и в селах стали все реже готовить блюда из зерновых. Несмотря на попытки диетологов популяризировать кашу, это блюдо сегодня готовится сравнительно редко. Варят кашу лишь иногда на завтрак и – в качестве ритуального блюда – в честь таких важнейших событий в человеческой жизни, как рождение и смерть, вернее крестины и поминки.
Крестины
Для исповедующих православие крестины – это настоящее духовное рождение человека, поэтому этот день всегда был особенным. Помимо собственно крещения малыша счастливые родители в этот день обязательно устраивали праздничную трапезу. Блюда праздничного обеда могли быть весьма разнообразными в зависимости от возможностей семьи, но каша подавалась обязательно. И чем больше был горшок каши, тем более счастливую жизнь обещал он новорожденному.
Крестильную кашу ели не просто так, а по правилам. Когда на стол ставился горшок с дымящимся угощением, гости начинали выкупать право угощать кашей остальных. Первой давала деньги кума (крестная мать), за ней – все остальные гости, и последним самую большую сумму выкладывал кум. Крестный отец также рисовал на поверхности каши различные фигуры, обещающие счастливую жизнь и крепкое здоровье ребенку. Интересно, что часто деньги выкладывались непосредственно на кашу: позже эту кашу прямо с деньгами несли молодой матери в качестве угощения и подарка.
Что же касается счастливого отца, то ему доставалась каша «с потехой». Потеха заключалась в том, что блюдо от души солили (вернее сказать, пересаливали), а заодно и перчили также обильно, сдабривали хреном и горчицей от души. Съесть такую кашу отец должен был всю, без остатка, хотя слезы наворачивались на глаза. Мучили отцов не просто так: считалось, что таким образом они лучше могли понять жену, пережившую мучительные роды. Кроме того, повышенное количество соли использовалось для изгнания злых духов, которые могли поселиться в доме после рождения малыша.
Отцовскую кашу готовили отдельно, а из ее поедания делали целое представление. Другим же гостям доставалась совсем другая каша – сладкая, молочная, вкусная. Эта каша «от повитухи» несла в себе добро, не зря ее лично готовила женщина, принимающая младенцев. Сладкая каша также съедалась вся, без остатка. Горшок, в котором она варилась, после этого разбивали на счастье. А в некоторых регионах такую кашу подавали к столу не в горшке, а в шапке из богатого меха – это обещало ребенку в будущем крепкое здоровье и хороший доход.
Кумовья тоже ели кашу особенным образом. Ложки они держали выпуклой частью кверху. Вряд ли такой способ еды был удобным, но традиция предписывала зачерпывать кашу именно так, чтобы крестник рос здоровым и не был сутулым. А чтобы малыш скорее начал бегать, крестной приходилось быстро бежать на реку стирать кусочки полотна из купели.
Современные традиции
О вкусе отцовской «злой» каши особо не заботились – готовили ее, не жалея соли и перца. Порой крупу для такой каши варили не на молоке или воде, а на вине. Что же касается сладкой каши от бабок-повитух, то ее варили обычно из гречневой крупы на молоке. В такую кашу щедро добавляли масло и мед, чтобы она была вкусной, а младенцу обещала жизнь легкую и сладкую.
Сегодня «злую» кашу уже, наверное, никто не варит. Сладкие же каши на крестины в традиционном стиле подают и поныне. Варят их, конечно, не бабки-повитухи и уж тем более не акушерки из родильных домов, а сами молодые матери или бабушки малышей.
Для варки каши может использоваться традиционная гречка , пшенная крупа или даже рис. Не возбраняется добавлять к каше пряности или сухофрукты – главное, чтобы блюдо получилось сладким, вкусным и не вредным для кормящей матери. И, конечно, гостям не стоит по старинным обычаям класть деньги прямо в кашу: в точки зрения гигиены это далеко не лучший способ дарить подарки.
Мария Быкова