Говорят, что длина юбок – точный индикатор экономической ситуации. Особенно верно это было во время Второй мировой войны, когда ткани, как и многие другие товары, были дефицитом и продавались по карточкам, и в моду вошла одежда экономичного покроя. Хотя после войны еще были ощутимы ее последствия, уже тогда мода старалась удивить и опередить время – французский дизайнер Кристиан Диор создал в 1947 году New Look - образ, в котором пышная юбка длиной до лодыжек и затянутая в корсет талия символизировали будущее процветание.
На старой фотографии с парижского рынка торговки нападают на моделей за то, что они носят слишком красивую одежду – такое расточительство было вызывающим в те времена, когда карточки еще не отменили, а британские власти запрещали избыточную трату материи.
Кейт Мосс проявила свойственное моде легкомыслие на торжественном открытии выставки «Золотой век высокой моды» в лондонском музее Виктории и Альберта – она случайно порвала свое винтажное вечернее платье от Dior.
К счастью, музей лучше заботится о своей коллекции сногсшибательных платьев. В фокусе экспозиции – наряды 1947-1957 годов из Парижа и Лондона, часть из которых была специально привезена на выставку.
Есть на ней такие редкости как голубой плащ от Givenchy 1957 года – такой же носила Одри Хепберн в фильме «Забавная мордашка», или красный вариант удивительного костюма Zemire от Dior (1954) – пышная юбка в пол, корсаж и жакет, который нашли в парижском подвале.
Представлены и такие прекрасные образцы искусства кутюрье, как вечернее платье из тафты от Balenciaga (около 1955), напоминающее викторианские одеяния, и платье из шелковой органзы от Pierre Balmain с перьями и стразами.
Выбор одежды велик – от строгий дневных костюмов до коктейльных и «больших» вечерних платьев. Однако с упрощением социальных условностей границы размываются. Многие из этих невероятных предметов одежды заказывались к определенному торжеству – блестящим приемам, театральным премьерам – и, возможно, надевались всего один раз. Все эти вечерние наряды с пышными юбками и подчеркивающими фигуру корсажами напоминают о сказочных принцессах и источают гламур , как казино Монте-Карло.
Чтобы надеть такое платье, надо было облачиться в особое нижнее белье, утягивающее талию и приподнимающее грудь – и образцы белья также представлены в экспозиции.
Также можно увидеть тонкость работы мастеров – разглядеть внутреннюю часть платьев, фрагменты тканей, архивные материалы о том, как создавалась высокая мода.
Модные дома, такие как Dior, Balenciaga, Givenchy, and Balmain в Париже, Norman Hartnell и Hardy Amies в Лондоне, создали одну из самых успешных бизнес-моделей двадцатого века, благодаря моде, рекламе и лицензированию. Дизайн одежды ревностно охранялся, потому что копирование тоже было успешным бизнесом – но любого, кто делал наброски во время модного показа, безжалостно выгоняли.
И хотя мода меняется, индустрия остается прежней, и точно так же стиль, который создает высокая мода, просачивается в моду повседневную, массовую. В Париже модная индустрия служила не только поводом для послевоенной гордости, но и создавала сотни рабочих мест. По тем же причинам британские власти вскоре отменили свои запреты, особенно когда члены королевской семьи начали носить одежду в новом женственном стиле.
Лондонские дома высокой моды отличаются прекрасным кроем и прекрасными вечерними платьями. Выставку украшает одежда королевы и принцессы Маргарет от британских дизайнеров. А замыкают выставку современные платья из коллекции Dior, который и в начала двадцать первого века вспоминает о new look.