Более полувека бриллианты называют лучшими друзьями девушек, про них продолжают слагать песни, а их ослепительное сияние по-прежнему очаровывает женские сердца и облегчает мужские кошельки. Кто бы мог подумать, что когда-то бриллианты считались второсортным камнями в ювелирном деле и ценились куда меньше чем рубины или изумруды. Это время давно миновало, и на смену ему пришла пора сначала алмазной, а затем и бриллиантовой лихорадки. История бриллиантов – это многостраничная повесть, описывающая любопытный переход от игнорирования к полному поклонению.
Образец чистейшей прелести
Не стоит путать бриллиант и алмаз – это не одно и то же, но один является «родителем» для другого. Существует устойчивое выражение «как неграненый алмаз», его часто применяют для описания человека чистого, не имеющего опыта, нетронутого негативными влияниями окружающего мира. Когда же он обретает качественную огранку, он начинает в переносном смысле сиять всеми своими гранями. То есть, становится подлинным бриллиантом. Эти метафоры можно считать прямым руководством к пониманию сущности алмазов и бриллиантов.
Неграненый алмаз – это еще не бриллиант, он становится им, пройдя соответствующую обработку, которая раскроет весь потенциал камня, позволяя ему стать главным действующим лицом дорогих ювелирных украшений. Этот факт хорошо отражен в истории бриллиантов: пока люди не научились хорошо огранять природные камни, бриллианты не ценились так высоко, как сегодня. И все из-за отсутствия блеска и игры граней, прозрачности чистейшей родниковой воды, которая смешивается с лучиками света.
Путешествие на Запад
Первым месторождением природных алмазов была Индия, в которой во все времена придавали огромное значение украшениям с камнями. Первые индийские ювелиры ограняли алмазы, которыми потом украшались статуи богов. В 327 году до нашей эры Александр Македонский, совершавший путешествие из Индии в Европу, привез туда и алмазы, которые высоко оценили, но которые были очень далеки от сегодняшнего их статуса. В дальнейшем алмазы продолжали завозиться из Азии (Индии, Китая, Малайзии и других областей) в Европу торговцами.
В Средневековье можно было говорить о бриллиантовой лихорадке европейского значения, центром которой стала Венеция. В тринадцатом веке в этом итальянском городе начала огромными темпами развиваться стекольная промышленность. Венецианцы умели обрабатывать стекло, создавая из него настоящие произведения искусства, а знаменитые венецианские купцы, завезшие в Италию алмазы, открыли новую страницу в истории и города, и бриллиантов. К 1330 году в Венеции мастера-ювелиры начали полировать и гранить алмазы по своей методике, которую позже у них заимствовали во Франции и Бельгии.
В пятнадцатом веке способ огранки и полировки алмазов с превращением в драгоценные бриллианты доведен до совершенства в северной Европе – для этого стали применять специальные станки. В 1477 году король Максимилиан Австрийский подарил своей будущей супруге Марии Бургундской кольцо с бриллиантом в знак помолвки. Была положена традиция, которая как способ признания в любви по сей день применяется во всем мире.
Африканская история
Вплоть до начала восемнадцатого века Индия продолжала оставаться крупнейшим поставщиком неграненых алмазов для производства европейских бриллиантов, но ее монополия закончилась, когда первое месторождение было найдено в Бразилии. Спустя полтора века в Кимберли (Южная Африка) были обнаружены природные месторождения алмазов, называемые сейчас кимберлитовыми трубками. Позднее они были обнаружены в Индии, затем в Канаде, весь двадцатый век шла интенсивная добыча природных алмазов в Южной Америке.
Алмазная лихорадка положила начало современной эпохе, которая немыслима без бриллиантовых украшений как непременных атрибутов роскоши. Совсем скоро, в конце девятнадцатого века в Южной Африке была основана компания De Beers, которая занимается полным бриллиантовым циклом – от добычи природных или разработки синтетических алмазов до выпуска ювелирных украшений из них. Diamond is Forever («Бриллиант навсегда») – это их рекламный слоган, который искушает не одно поколение ценителей бриллиантовых украшений.
Новые грани ювелирного искусства
В 1919 году в Лондоне вышла книга молодого математика Марселя Толковского «Diamond Design». Родившись в семье ювелиров, Толковский не мог не заинтересоваться бриллиантами, но сделал это как специалист своей области. В восемнадцатом веке ювелиры пытались вывести форму бриллианта, которая бы максимально «выжимала» из него ослепительную игру света, но это им не удавалось. Толковский дал ответ на их вопросы, описал форму идеального бриллианта, приведя подробный анализ преломления света, который попадает на его грани. Эта форма сегодня носит название «бриллиант Толковского» и считается эталонной.
Количество граней идеального бриллианта увеличивалось с течением времени. В шестнадцатом веке в Европе применяли огранки «роза», «двойная роза», «голландская роза». Бриллианты Мазарини (от имени Кардинала Мазарини), появившиеся век спустя, имели тридцать четыре грани. Немного позднее венецианский ювелир Виченцо Перуцци разработал сложную систему огранки, благодаря которой появились бриллианты с пятьюдесятью семью гранями. В двадцатом столетии каждая форма огранки закрепила за собой определенное количество граней. Бриллиант «принцесса», например, может похвастаться полутора сотнями граней.
История бриллиантов продолжается на шеях и пальцах женщин, которые неравнодушны к этим сияющим драгоценным камням высокой стоимости. Они могут быть как прозрачными, так и цветными – желтыми, зелеными, розовыми, коричневыми. Из частных коллекций или прямо из ювелирных мастерских многие бриллианты, в украшениях или без них, отправляются в аукционные дома, где их покупают за миллионы долларов. Самые знаменитые бренды, выпускающие ювелирные украшения на основе бриллиантов: De Beers, Cartier, Tiffany & Co, Harry Winston, Graff, Steinmetz, Mouawad.