«Прекрасная эпоха» или «бель эпок», которую также называют «ар нуво» или «эпоха модерн» охватила два десятка лет на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий. Как и любой стык двух веков, этот период характеризуется важными изменениями, назревшими в жизни общества, которые нашли свое отражение в разных ее ипостасях. Мода эпохи модерн чрезвычайно интересна своими трансформациями, которые явились предзнаменованием кардинальных перемен, произошедших чуть позднее.
Эпоха модерн началась в девяностые годы девятнадцатого века и продолжалась вплоть до Первой Мировой войны. Это время характеризуется важнейшими переменами в женском костюме, который постепенно стал освобождать дамские формы от прежних одежд, тесных, удушливых, пышных.
S-силуэт, новая юбка и рукава
Модерн ярко проявился в женском облике в виде S-образного силуэта. Ему была свойственна выпуклая линия груди, узкая талия и выраженный объем в задней части платья. Пышная юбка и силуэт, который в наши дни находит отражение в так называемых «платьях принцессы», в девяностых годах девятнадцатого века стали отходить в прошлое. Они значительно сузились, но модельеры благосклонно оставили объем сзади, его успешно имитировали накладками-турнюрами.
Изменение дизайна рукавов – это еще одна черта, которая характеризует эволюцию дамского образа эпохи модерн. В начале девятнадцатого века во французскую моду вошли гиперобъемные рукава-буфы, которые появлялись не только в женском, но и в мужском костюме . Новый виток распространения они получили на рубеже столетий вместе с новым названием. Так эпоха модерн стала периодом расцвета рукавов жиго (франц. gigot – «ляжка»), которые по силуэту действительно напоминали эту зону – очень пышные, присборенные в области плеча, они постепенно сужались к запястью. К концу периода бель эпок рукава в верхней части потерял былые формы и стали близкими к современным «фонарикам», более удобным и подходящим духу времени.
Влияние спорта
В 1896 году благодаря Пьеру ле Кубертену были возрождены Олимпийские Игры, возросла значимость спорта, что не могло не найти своего отражения в моде. Для прекрасного пола появились просторные брюки, зауженные книзу, в которых легко было кататься на велосипеде. Для женщин-гольфисток придумали специальные корсеты, которые были более удобными, нежели традиционные. Семимильными шагами начала развиваться пляжная мода, которая включала, например, штаны до колена, платья с короткими рукавами, широкими острыми треугольными лацканами и непременным рисунком-полоской.
Главные кутюрье эпохи
Замысловатые формы, воздушные силуэты и пастельные тона , которые постепенно уступали место более сдержанному стилю, в конце девятнадцатого столетия продолжал создавать великий французский модельер Жак Дусе. Роскошные туалеты его авторства носили знаменитые актрисы того времени, которые с удовольствием облачались в атлас, шелка и кружева. Последователями Жака Дусе стали Мадлен Вионне и величайший реформатор Поль Пуаре, с которым впоследствии состязалась Коко Шанель.
Мадлен Вионе ввела способ кроя по косой, благодаря которому родились простые и элегантные силуэты платьев с красивыми струящимися формами, ниспадающими рукавами, сшитыми из цельного куска ткани. Работы Мадлен Вионе можно считать предвестниками платьев с запахом, которые появились лишь в семидесятые годы.
Поль Пуаре освободил женщин от корсета: в 1905 году благодаря ему появился рубашечный покрой платья, также он вернул моду на античные силуэты, научив европейских женщин носить туники и кимоно.
Весь период эпохи модерн охватило творчество француженки Жанны Пакен. Ее дом моды открылся в 1891 году и очень скоро обрел популярность у аристократок, заказывающих у нее вечерние платья. Она работала в достаточно консервативном стиле, предлагая наряды S-образного силуэта, но стала первой женщиной в мире моды, добившейся международного признания и даже награжденной Орденом Почетного Легиона.
Нельзя утверждать, что модельеры этого времени совершили революцию, заставив женщин снять оковы узких корсетов и отказаться от кринолинов в пользу легких элегантных нарядов. Образ женщин эпохи модерн стал промежуточным, когда шел постепенный и безболезненный отказ от вычурных, иногда романтичных, но не всегда комфортных объемов с введением чистых линий, ниспадающих тканей с общей тенденцией к минимализму.