Кто бы ни изобрел гель для душа, иногда по ночам, лежа в своей кровати (наверняка с пологом и витыми столбиками из драгоценных металлов), он довольно посмеивается над дерзостью своего проекта. Еще бы, не каждому дано создать продукт, отличающийся высокой стоимостью, большим количеством химикатов и неудобством в использовании. Тем не менее, благодаря силе убеждения, заложенной в правильном маркетинге, бутылочки с этим продуктом есть практически в каждом магазине и в каждой ванной комнате.
Когда-то мы мылись недорогим мылом, которого хватало надолго. Сегодня восемь из десяти человек моются гелями для душа, составляющими довольно значительную статью расходов. Конечно, производители гелей никогда не заявляют в открытую, что они продают средства для купания. Нет, они предлагают нам нечто большее и куда менее приземленное. Так, Japanese Spa Foam Burst от Imperial Leather, согласно рекламе, поможет вам проснуться и подарит бодрость на весь день, а Absolute Relax от Palmolive поспособствует спокойному, здоровому сну. Придется немало потрудиться, чтобы найти гель для душа, который делает то, для чего он предназначен - смывает с кожи грязь, пот и масла. И рекламщики не зря едят свой хлеб: в одной только Великобритании ежегодно продается двести миллионов баночек, бутылочек и тюбиков с гелем для душа (приблизительно три баночки в год на человека).
Впрочем, у популярного продукта есть и противники. В числе прочего, они обращают внимание на очевидные вещи - большинство упаковок геля для душа разработаны так, что они не могут ровно стоять на полочках в ванных комнатах (изогнутых или решетчатых), часто падают и, конечно, вытекают. Гели для душа со специальными пластиковыми крючками тоже нередко протекают, а из-за туго открывающихся крышек запросто можно пролить на пол значительную часть недешевого геля.
Экскурс в историю
Первые гели для душа поступили в продажу в 1970-х годах, а в настоящее время существует, как минимум, около девяноста брендов, которые выпускают бесчисленные разновидности гелей для душа.
Изобретение геля для душа было реакцией на изменение образа жизни: люди стали более занятыми, вместо ванны два-три раза в неделю они начали принимать душ, как минимум, один раз в день. Гель для душа позволил сэкономить пару минут драгоценного времени (в отличие от мыла, его достаточно просто выдавить на губку или мочалку). Однако секрет успеха гелей для душа заключается вовсе не в своевременности их появления. Дело в том, что это продукт, который довольно недорог в производстве, но из которого очень легко можно сделать предмет роскоши. Производители косметики быстро это поняли и начали рекламировать гели для душа как современную, инновационную продукцию, имеющую массу преимуществ по сравнению с мылом.
Хотя мыло было изобретено, самое позднее, в 2800 году до нашей эры (тогда его делали из животного жира и древесной смолы), первое жидкое мыло - предшественник гелей для душа - было запатентовано лишь в 1865 году. Производство гелей несколько сложнее, однако основной ингредиент - моющее вещество, которое связывается с загрязнениями и водой, - похож на те, что входят в состав твердого мыла.
Что есть что
Чтобы гель для душа получился густым, ароматным и имел нужный цвет, он должен содержать, в среднем, двадцать химических веществ, некоторые из которых синтезированы, другие получены из растений. Так, в состав геля для душа могут входить: моющие средства на основе веществ растительного происхождения, соль (в качестве загустителя), глицерин для придания гелю шелковистой текстуры, молочная кислота, нейтрализующая рН, ряд ароматических добавок, пленкообразующие вещества, консерванты, вещества, снимающие статическое электричество, натуральные экстракты растений.
Большая часть растительных экстрактов в составе гелей для душа не служит никаким практическим целям, они нужны преимущественно для того, чтобы у производителей было основание давать своей продукции разнообразные вычурные названия, которые затем используются в рекламе.
Еще в девятнадцатом веке производители мыла поняли: чтобы продавать больше мыла, нужно убедить людей в необходимости тщательнее следить за гигиеной. Компании, производящие гели для душа, пошли намного дальше. Сегодня люди, которые пользуются гелями для душа, говорят, что они рады тратить лишние деньги ради собственного удобства: в отличие от мыла, гель не оставляет на стенках душевой кусков пены, а небольшого количества геля хватает надолго. Однако с другой точки зрения мнения таких людей выглядят победой маркетинга над здравым смыслом. На самом деле, различия между гелями для душа разных брендов минимальны, однако именно эти небольшие различия - запах, цвет, упаковка - используются для того, что создать нечто большее, нежели простое средство для мытья. Достаточно упомянуть, что в составе есть ингредиенты, которые ассоциируются у людей с определенными качествами (мята освежает, мед смягчает кожу, и так далее), и гель для душа будет восприниматься как освежающий, смягчающий и любой другой.
Так что успех гелей для душа - это, прежде всего, чудеса маркетинга, который является универсальным стимулятором рынка. И мыло, действительно, дает практически тот же результат. Но, положа руку на сердце, немногие из нас захотят отказаться от ароматных гелей и вернуться к мылу: даже если единственная польза геля для душа - это особое удовольствие от его использования, оно все равно стоит того, чтобы за него доплачивали.