10 мая телеканал НТВ начинает показ очередной экранизации русской классики. «Доктор Живаго» в виде самого прибыльного сейчас в России жанра — сериала. Роман Бориса Пастернака до сих пор ни разу не был экранизирован на родине писателя. В фильме будет 11 серий, за дело взялся режиссер Александр Прошкин («Русский бунт», «Увидеть Париж и умереть»).
Повальное увлечение русской классикой многие объясняют коммерческим успехом «Идиота» Владимира Бортко, после которого и бросились метровые каналы покупать права на экранизацию, именитые режиссеры снимать «Анну Каренину», «Мастер и Маргариту», «Золотого теленка», «Мертвых душ». И каждый считает, что он снимает не массовый продукт, а кино. И действительно эти сериалы заметно отличаются от продуктов других кинокомпаний как бюджетом, так и актерским составом. В многосерийные экранизации приглашают звезд высшего эшелона. На роль Юрия Живаго выбрали Олега Меньшикова.
Сам актер сомневается, что сериал «Доктор Живаго» будет популярен среди всех групп населения «Для меня это больше чем просто роман, больше чем художественная литература, это книга жизни, книга-поступок, которую надо оценивать в контексте и судьбы самого Пастернака, и всей нашей истории XX века. Однако, если честно, меня не перестает мучить вопрос, а станут ли смотреть «Доктора Живаго» нынешние двадцатилетние, которые сегодня, кажется, уже не знают, что в России была революция и Гражданская война?». И с ним трудно не согласится, к тому же сериал выходит в такое беспокойное, замыленное время, да еще на канале, в котором от ментов и зэков не продохнуть. Остается только надеяться, что классика, действительно, вечна.
Русский интеллигент
Олег Меньшиков - актер, которому всё по плечу – у него за плечами множество разноплановых ролей – начиная с Костика в «Покровских воротах» и заканчивая умницей Фандориным в «Статском советнике». И вот он появляется в сериалах – сначала Остап Бендер в Золотом телёнке», теперь «Доктор Живаго». «Меня не волнует формат, меня волнует содержание: «Семнадцать мгновений весны» считается сериалом, но это КИНО. Нам когда-то начали гнать мексиканско-бразильскую лабуду, а потом наши приняли эстафету по принципу: «дурной пример заразителен». Сами посудите, за один день восемнадцать серий снимается, результат соответствующий... Сейчас сериалом называют все, что больше четырех серий. Я нормально отношусь к этому жанру, если за этим стоит высокое качество». К тому же, если актер отказывается от таких ролей как Остап Бендер и доктор Живаго, то, наверное, ему уже и не стоит быть актером.
И кого приглашать на роль столь интеллигентного героя как одного из самых элегантных и стильных актеров в России – конечно, Олега Меньшикова. «Я знаю, что произвожу такое впечатление, но специально для этого ничего не делал. Я никогда не прибегал к услугам профессиональных имиджмейкеров. Мой стиль мне подсказывает только интуиция. Элегантность - это внутреннее качество человека. Знаете, говорят: “Ох, как он старательно выстраивает себе имидж”. Если бы я выстраивал, я бы выстроил что-нибудь другое. Правда. Я просто веду себя так, как веду. Как можно сказать, почему у тебя карие глаза? Потому что карие — и все». Форму актер соблюдал с детских лет. Всегда подтянутый, причесанный, сверстники никогда не видели его распущенным, неухоженным. Олег ездил на спектакли Театра оперетты два paзa в неделю, невзирая на расстояния. Все знали, что "Графа Люксембургского" Меньшиков видел шесть раз, а очаровательную "Марицу" - семь...
«Константин - в переводе с греческого постоянный»
Кто не знает знаменитого Костика из Покровских ворот Козакова. Сейчас его знают все. Роль, которая и открыла для общественности талантливого и обаятельного актера – Олега Меньшикова. Но популярность, как признается актер, роль ему сразу не принесла. «Никто мне не звонил, никто на улице не узнавал. Ну, в профессиональных кругах, наверное, узнали, но надо сказать, что в профессиональных кругах я и до этого был известен. Просто этот фильм выдержал испытание временем и постепенно превратился в легенду».
Сейчас Меньшиков известен как актер, который очень разборчиво относится к выбору своих ролей, и действительно в послужном списке актера только завидные фильмы - «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник» «Восток-Запад» (где Олег снимался с Катрин Денев), «Статский советник», «Кавказский пленник».
Меньшиков не выбирает каким-то особенным способом свои роли, он всегда просто делает то, что считает нужным. «Я всегда с опозданием понимаю, что был успех. Когда-то давно я играл в театре Моссовета в спектакле «Калигула». Мне очень нравилось, я понимал, что это достойнейшая работа, но только спустя много времени я вдруг осознал, что это был успех. Та же история, кстати, произошла и с фильмом «Утомленные солнцем». Только спустя года два-три я понял, что эта роль и фильм в целом были огромной моей удачей». Фильм «Утомленные солнцем» и стал для Олега гранью, когда количество переросло в качество, после которого его не просто стали узнавать, но и он сам понял, что становится публичным, известным человеком
«Игроки»
Меньшикову довелось играть во многих театрах, здесь ему, как и в кино всегда везло. Приглашение в Малый театр сразу после защиты диплома, затем Театр Советской армии, театр им. Моссовета, Театр имени Ермоловой. У Олега всегда проявлялись нотки режиссерского дарования, поэтому, образование Театрального Товарищества 814 (ТТ814) – никого не удивило. Только привлекло всеобщее внимание. Самые популярные спектакли «Кухня» и «Игроки» – в первый свой театральный сезон собирали невероятные аудитории. Об окончании показа «Игроков» до сих пор сокрушаются заядлые театралы, не успевшие посмотреть спектакль. К тому же, как рассказывает Меньшиков, Игроки были придуманы в особенной обстановке «Мы в горах придумывали спектакль “Игроки”. На 10 дней уехали в Крым, жили там всей командой, ходили на репетицию. У нас была там огромная поляна, где мы сидели с 12 утра до 6 вечера каждый день. Мы могли молчать, могли говорить, могли рассказывать совершенно разные истории. И все придумки, какие существуют в “Игроках”, родились именно там. Горы — это невероятный источник энергии и информации для человека».
«На всех не угодишь»
Конечно, у актера есть и ненавистники, и те, кому просто не нравятся какие то его роли. Так, например, исполнение роли Фандорина в «Статском советнике» вызвало совершенно противоположные мнения. Сам актёр к критике относится посредственно и утверждает, что сам способен оценить качество сыгранной роли. «Я просто понял однажды, что на всех не угодишь. Я никогда не спрашиваю: «Ну, как тебе?» Приходят, допустим, люди на спектакль - мне действительно не очень интересно, что они думают о моем исполнении. Я рад, что они пришли. В своих ролях я делаю свое дело, и я сам всегда знаю, хорошо я сделал или плохо. Разве что какие-то нюансы мне подскажет профессионал... Это не наглость, не самодовольство, не сытость, но реальность. Я много думаю, прежде чем начать что-то делать, и привык делать то, за что отвечаю. Меня никто не убедит: «Старик, ну вот здесь надо было по-другому...» По-другому, наверное, кто-то другой бы сделал, а я вот сделал так, и огромное спасибо, что пришли. Я абсолютно нормально отношусь к людям, которые не принимают мои спектакли в театре, роли, которые я играю. Я не нахожусь в режиме доказательства своего профессионализма, своей состоятельности в той самой профессии. У меня просто нет потребности в этом».
Своих поклонников Олег пока не разочаровал, каково будет его исполнение Юрия Живаго, каким нам преподнесет его Меньшиков - у каждого будет возможность оценить в сериале Александра Прошкина «Доктор Живаго».
Людмила Беширова специально для Женского клуба