Поклонники романа Анатолия Рыбакова «Дети Арбата» с нетерпением ждали выхода на телеэкраны сериальной версии этого замечательного произведения. Книгу принято называть «культовой» не только потому, что она явилась открытием, но и откровением.
Тщательно проработанная автором совершенно новая версия всем известных событий в истории нашей страны несомненно шокировала, но гораздо большее потрясение вызвало понимание того, что трагическая судьба героев романа не была единичной, что безжалостная сталинская машина сломала жизни миллионов добрых, честных, открытых молодых людей. Они также как сегодняшние юноши и девушки любили, верили и надеялись. Они также как и все люди имели право быть счастливыми. Их лишили всего этого, отдали на заклание во имя каких-то высших интересов.
Создатели сериала исходили именно с этих позиций, для них то, что случилось с героями, было важнее историко-политической линии. И это должно было стать главной притягательной силой картины. Но… не стало. Создателям фильма можно было простить всё - и не совсем правильный подбор актёров на роли второго плана (где роскошная Вика Марасевич, где утонченная и трогательная Зида?), и то, что в натурных съёмках использованы одни и те же декорации, что никак не показан главный свидетель и участник происходящего – Арбат (можно было хоть чуть-чуть воспользоваться компьютерной графикой), и даже непозволительно вольные изменения в сюжете (особенно это касается финальной сцены).
На всё это зритель просто не обратил бы внимания, если бы сложилось основное - дуэт актёров, исполняющих роли Саши и Вари. Несомненно, Чулпан Хаматова - замечательная актриса театра и кино, но для этой роли нужна была актриса-открытие, актриса-потрясение с изумительными и изумлёнными «малайскими» глазами, вульгарноватая арбатская девчонка и мадонна в одном лице, от одного взгляда на которую «превращались в соляной столб» и жулик-бильярдист, и знаменитый актёр. С самого начала не верит зритель в образ этой «шестнадцатилетней» Вари с обесцвеченными (пусть и назло сестре) косичками и немаскируемыми морщинками у рта, не верит он и в образ повзрослевшей женщины, прошедшей через все ужасы войны с идеально выкрашенной и уложенной причёской. Впрочем, это чисто внешний аспект. Варя в исполнении Хаматовой действительно такая, какой и должна была быть - бескомпромиссная и бесстрашная, цельная и искренняя, готовая прийти на помощь и способная на великое чувство. К сожалению, актриса всё время переигрывает и больше всего напоминает «женщину на грани нервного срыва».
Что касается образа Саши, то та сдержанная манера игры, которую выбрал актёр Евгений Цыганов, кажется вполне оправданной. Главный и любимый герой романа вполне мог быть таким спокойным, интеллигентным, с врожденным чувством справедливости. Зритель, как и Варя, видит в нём не жертву чудовищной несправедливости, а именно того мальчика-мужчину, на которых мир держится. Это не значит, что роль удалась. Не хватает Цыганову Сашиной харизмы, нет в нём того потрясющего «скромного обаяния», что насмерть влюбляло в себя всех находящихся рядом с ним женщин.
Любовь Саши и Вари в сериале показана как цепь встреч и расставаний, главной в которой является атрибутика: закрывание руками лица и пускание солнечных зайчиков. Любовь героев романа - это то невозможное, несбыточное, нереальное чувство, что давало им силы жить и выживать вопреки всему и всем, оно не было всепоглощающим и вполне могло сосуществовать с другими любовями (в этой связи не совсем понятно, почему из сценария убрали второе Варино замужество). Эта Любовь-мечта не имела права стать плотской, и герои могли встретиться только в своей смерти. Безумно жаль, что авторы сериала, планирующие показать историю Ромео и Джульетты сталинской эпохи, не смогли донести до зрителя всей пронзительности и трагической красоты романа.
Впрочем, те поклонники произведения Рыбакова, которым стала ближе историческая канва, должны быть благодарны создателям фильма за то, что, несмотря на серьёзные купюры (оно и понятно - слишком дорого было бы, например, снимать историю покушения на Троцкого или парижскую линию Шарока), они не скатились к поверхностному, китчевому отображению событий , как, например, в «Московской саге».Подбор артистов на роли Марка, Будягина, Михаила Юрьевича и вообще всех героев «старшего поколения» весьма удачен. Единственно, не совсем убедительно смотрится с каждой серией молодеющая Софья Александровна, хотя играет Евгения Симонова замечательно. Прекрасно сыграны и все исторические персонажи, даже второстепенные, а воплощение Максимом Сухановым образа Сталина выше всяческих похвал. Бесспорной находкой стала и «роль» осколков Тунгусского метеорита, символически соединивших главных, выдуманных героев Сашу и Варю с «отцом народов», параноидальная политика которого растоптала судьбы многих реально существовавших Саш и Варь.
Остаётся надеется, что все, кто не остался безучастным к событиям сериала, впервые возьмут в руки или вновь перечитают эту книгу, книгу о конкретном периоде истории России и книгу о бессмертной любви, книгу на все времена.