Российские сериалы. По следам первопроходцев

российские сериалыТотальная сериализация нашего телевидения началась в самом конце восьмидесятых годов. Помпезное шествие многосерийных фильмов по бесчисленным российским городам и весям предварил настоящий бразильский шедевр Жильберто Брага (автор сценария) под названием “Рабыня Изаура” (78 год), главную роль в котором сыграла Луселия Сантос (снималась также в сериале “Сеньорита”). С первых же серий, фильм привлёк к себе внимание миллионов зрителей по всему Советскому Союзу.

рабыня изаура и российские сериалыПеред голубыми экранами за вечерним просмотром “Изауры” собирались и стар и млад, и женщины и мужчины. О фильме спорили, его обсуждали на работе, на его героев старались походить в жизни, а имена главных героев надолго запали в народную память. И если происходивший в те времена передел финансового пирога делил, как и прежде, людей на враждующие классы, то сериал приводил их назад, к общему знаменателю. Узнать о дальнейших хитросплетениях в нелёгкой судьбе молодой и красивой рабыни и в её непростых взаимоотношениях с негодяем и подлецом сеньором Леонсио (сыном командора Альмейды) хотелось всем и каждому.

 

Как хотелось знать и то, чем же всё-таки закончится вся эта история с не менее несчастной девушкой, правда, уже мексиканского происхождения по имени Марианна Вильяреаль из сериала “Богатые тоже плачут”, стартовавшего по останкинскому телевидению сразу же после “Изауры” в 91 году (был снят в 79 –ом). Развязку истории ждали с таким благоговейным терпением и неподдельным интересом, что встретили на УРА практически все эпизоды сериала. Клубок нервов, интриг, слёз, истерик и любовных воздыханий, представленный в фильме типажами Марианны (Вероника Кастро), Луиса Альберто (Рохелио Герро), Эстер (Росио Банкельс), Бето (Гильермо Капитильо), Марисобель и другими раскручивался перед зрителями целых 248 серий! Любовь Марианны и Луиса Альберто затмила по накалу страстей бессмертный дуэт Ромео – Джульетта. Политические реформы, экономические неурядицы и финансовая разруха были забыты и отброшены на задний план. Теперь повсюду (на митингах, в транспорте, на кухнях) разговоры происходили в основном на темы: “А вы слушали, что сказал в последней серии Луис Альберто?” и “Да, слышал, только вот не помню: что ему на это ответила мерзавка Эстер”. Сериал стал подлинно народным. Одно время в парламентах союзных республик даже велись острые дискуссии по поводу возможности родителей давать своим новорождённым чадам имена Марианна Вильяреаль и Луис Альберто. Герои стали кумирами, а Эстер проклинали самыми последними словами.

российские сериалы против богатых, которые тоже плачутТретьим по счёту многосерийным фильмом, покорившим российский рынок, стал сериал “Дикая Роза” с уже полюбившимися актёрами (Вероника Кастро и Гильермо Капитильо) в центральной экспозиции. Основная промашка авторов сериала заключалась в том, что актёры, игравшие в “Богатые тоже плачут” бескорыстно любящих друг друга маму и сына, теперь предстали перед зрителями как страстные любовники. Поэтому российских кинолюбителей первую сотню серий несколько коробило такое перевоплощение, трансформация чувств. А так, в общем, ничего – всё в самых лучших традициях мыльных опер: и любовь, и ненависть, и заговоры, и даже откровенный криминал. Собственно говоря, фильм “Дикая Роза” окончательно разделил страну на два противоборствующих лагеря, где по одну сторону баррикад находились противники, по другую защитники “бесконечных” телефильмов. Противники скептично для себя отметили, что эта тенденция всерьёз и надолго, а почитатели облегчённо вздохнули в предвкушении новых перипетий любимого жанра.

После “Дикой Розы” всё смешалось в одну кучу: кони, люди, пушки…. В страну бурным потоком хлынули “мыльные оперы”, отличить друг от друга которые уже не представлялось совершенно никакой возможности. Большинство сериалов принадлежало к касте латиноамериканских, но стали появляться и американские многосерийные мелодрамы: “Даллас”, “Санта Барбара”, “Любовь и тайны Сансет Бич”, “Скорая помощь” и другие. Привлекала в них именно смена поднадоевшего за долгие годы плана фазенд, плантаций и костюмированных карнавалов.

российские сериалы ментыПримерно в это же время на экраны выходит и первая ласточка российского сериала “Улицы разбитых фонарей” – фильм, ставший родоначальником российских милицейских хроник. Затем в разное время появляются “Петербургские тайны”, “Зал ожидания”, “Простые истины”, “Горячев и другие”, “Леди бомж – леди босс” и так далее. Как говорится, “и понеслась”. Отныне происходит процесс постепенного вытеснения латиноамериканского “мыла” и падение его рейтингов по сравнению с “мылом” американским и российским. Так, в новом бюллетене сайта tele-graf приводятся результаты проведённых недавно (в 2005 году) статистических исследований, показывающих уровень популярности у зрителей того или иного сериала, и их данные свидетельствуют отнюдь не в пользу латиноамериканских. На вопрос: “Какие сериалы вы предпочитаете смотреть?”, 78 человек из ста ответили, что российские. 27 человек предпочитают смотреть советские сериалы (“Тени исчезают в полдень”, “Вечный зов” и так далее). Латиноамериканские же сериалы занимают скромное четвёртое место (сразу после американских и перед западноевропейскими) и за них высказалось всего восемь человек. Цифры говорят сами за себя.

Представляется, что основной причиной столь сильной зрительской симпатии наши многосерийные фильмы является не только то обстоятельство, что по голосовому оформлению они не дублируют друг друга (но, и это также далеко не последний аргумент в пользу отечественного производителя). Причина даже не в том, что они более качественнее, нежели их зарубежные “соплеменники”, хотя, у наших авторов и было достаточно времени, чтобы сделать некоторую работу над ошибками иностранцев и вывести проверенную десятилетиями формулу “абсолютно успешного сериала”. Нет. По этим критериям русским “многосерийкам” ещё далеко до тех же бразильцев или американцев: качество оставляет желать лучшего, а основные сюжетные темы представляют собой перепев старых мотивов и берутся (покупаются или воруются) из уже отснятых заграничными коллегами фильмов. Особенностью наших “опер” являетсяроссийские сериалы - бедная настя именно то, что они относительно новы и “не затёрты” для зрителя. В них русский человек видит именно свою, российскую, не отделённую океанскими пространствами и многими часовыми поясами действительность (будь это современная жизнь в “Не родись красивой” или ностальгические воспоминания по ушедшему прошлому в “Бедной Насте”). Герои в них “всамделишные” и до боли знакомые. Герои, что называется, из соседнего двора, поэтому и их проблемы для российского зрителя более актуальны и насущны, чем где-то там, в далёком и малоизведанном Рио-де-Жанейро.

Сейчас почти что вне конкуренции с другими сериалами мелодраматической направленности находится российский сериал “Не родись красивой”. Верхние строчки рейтингов он делит либо с информационными программами (“Время”, “Однако” и другими), либо с документальными фильмами в исследовательском жанре (“Тайны века”, “Специальный корреспондент” и т. д.). Похоже, что зритель наконец-таки определился в своём выборе, сделав ставку именно на информационность подаваемой с экрана “картинки”, ведь не для кого не секрет, что из сериала (хорошего сериала) можно почерпнуть для себя не меньше, чем из тех же новостных выпусков.

Саша Иванов специально для Женского клуба