Стилизованная и отшлифованная до идеальной картинки история восхождения на Олимп успеха юной провинциалки, приехавшей покорять Москву и ставшей образцом для миллионов советских женщин, рассказана и показана в сериале «Манекенщица».
Одна из миллионов
Саня (Анна Михайловская), как тысячи юных выпускниц, приезжает в Москву для поступления в университет. Экзамены она проваливает с блеском, но уезжать из столицы не собирается и устраивается на работу уборщицей в Доме Моделей. Предприимчивая и удачливая девушка строит головокружительную карьеру от мойщицы полов до советской манекенщицы.
Судьба сводит ее с соседом, оказавшимся известным художником-авангардистом Иваном (Риналь Мухаметов), уставшим от попыток влиятельного отца и государственной цензуры контролировать его жизнь. Иван стремится покинуть СССР, но сделать это непросто. Саня оказывается перед выбором – следовать за любимым или жить по накатанной, ведь ее карьера идет вверх, а на место в сердце девушки претендуют молодой фарцовщик Вадим (Роман Полянский) и майор КГБ Ким (Иван Рудаков).
Привычка отличаться
Сериал «Манекенщица» – лощеная повесть о любви, вставленная в рамку исторической эпохи. Героиня, сыгранная Анной Михайловской, обладает почти инфернальной удачливостью, которая бросает ее из одной драмы в другую. Сама Саня вопиюще проста и безыскусна для полноправного участия в событиях, определяющих ее жизнь. Автор сценария, словно незримый демиург, решает, что будет дальше. Эта сила предопределенности сюжета низводит значимость героини и ее характера для всего действия до нуля.
Художественное представление эпохи осуществила режиссер-постановщик Елена Николаева («Ангел в сердце», «Служба доверия»). В «Манекенщице» чувствуется и женских подход, и глубокий интерес создателей сериала к самой картине. Оригинальный сценарий написала Нина Якаб, в последующем, текст был обработан Алексеем Рудаковым.
Время «застоя», конца 70-х годов, показано как время скрытого тоталитаризма. Героям кажется, что мир вокруг них постепенно сжимается, на деле же они сами пытаются вырваться из поставленных рамок. Борьба с ограничениями и оковами красной линией проходит через все повествование, но каждый из персонажей выбирает свой способ побега от угнетающей реальности.
«Манекенщица» – сериал собирательных образов. В основу сценария положены реальные истории артистов, стремящихся покинуть СССР, их драматические судьбы, оставшиеся незаметными на фоне общего показательного благополучия.
Глубина омута
Несмотря на то, что сериал задуман, как сложная, многослойная история, в которой много внутренних противоречий, внешне он перегружен страстями и интригами, запутанными романтическими связями персонажей, духом соперничества и женской солидарностью. Действие происходит в интерьерах, стилизованных под богемный шик, каким он мог быть в выбранный исторический период. Атмосфера легкого безумства и поверхностное отношение к серьезным вопросам лишь подчеркивают трагичность и обреченность чувств персонажей.
В «Манекенщице» замечательный актерский состав. Несмотря на некоторую спорность игры Анны Михайловской, она органично вписывается в образ идеальной советской манекенщицы, примера для подражания из прошлого, она привлекательна, но не по современным стандартам, а по классическим канонам красоты. Актеры второго плана играют не хуже, если не лучше тех, кто исполняет главные роли, чего стоит одна только игра Татьяны Догилевой в роли приметной вахтерши тети Клавы.
В сериале снялись: Евгения Дмитриева, Татьяна Догилева, Алёна Хмельницкая, Анастасия Макеева, Елена Николаева, Анжелика Каширина, Лаура Кеосаян, Мария Шукшина, Игорь Золотовицкий, Борис Невзоров, Лариса Руснак, Владимир Стержаков, Александр Лучинин и другие.
В центре повествования «Манекенщицы» борьба с советской властью, с диктаторским режимом, не дающим права выбора, в нем горит дух противоречия и отчаянное стремление отстоять личное счастье, даже если за это осудят, даже если не поймут и не простят.
Мелодрама разделена на 4 серии. Прекрасные декорации и актерский ансамбль вызывают восхищение, но сама суть драмы под весом стиля и желанием снять красивую картинку отходит на второй план, а красивая картинка без содержания не цепляет.
Анна Чиж