История полководца, ставшего известнейшим гладиатором и лидером восстания за отмену рабства в Римской империи, наполненная жестокостью и эротикой, развивается в сериале «Спартак: кровь и песок».
Убивать, чтобы выжить
Римская республика до нашей эры, погрязшая в захватнических войнах и борьбе за власть, становится ареной для кровопролитных сражений. Бывший полководец Спартак (Энди Уитфилд, после Лиам Макинтайер) становится жертвой предательства со стороны союзников. Его и его жену пленяют и продают работорговцам.
Спартак оказывается в школе гладиаторов Лудис, где происходит его перерождение. Он должен сражаться или умереть на арене ради потехи толпы. Лишенный всего, он желает только мести. Спартак быстро понимает, что к чему в том новом мире, куда привела его судьба, он учится искать соратников и раскрывать планы врагов. Жестокие испытания формируют будущего лидера восстания, совершенствуют его навыки, превращая человека в идеальную машину для убийств. Он не желает славы, он желает возмездия, и те, кто решится оказаться на его пути, пожалеют об этом.
Во славу Цезаря
В кинематографе Римская империя до появления сериала «Спартак: кровь и песок» никогда не была показана столь откровенно. Речь не идет даже о неисчислимости эротических сцен, на часть из которых решился бы даже провокационный канал «Showtime», величие и сила в сериале рождаются из грязи и унижения, все сводится к тому, что значение имеют только песок: родная земля, рождение, основа – и кровь: жизнь и смерть, биение сердца, страсть.
Вся канва сериала соткана из страстей и желаний, герои открыты в своих стремлениях и отношениях, а скрытность и коварство оставляют для политического поприща. Авторы сериала не стремятся скрыть исторические реалии за привычным фасадом художественного вымысла, кабельное телевиденье пользуется возможностью демонстрировать натуралистические подробности, такие как изувеченные тела рабов, кровавые сражения, жестокость наказаний и обилие секса. Для героев не может быть счастливого конца, они знают, что им едва ли представится возможность дожить до старости, а потому у них нет времени на сомнения и промедление, они берут все, что могут получить здесь и сейчас.
Одним из главных достоинств сериала по праву считается его претензия на натурализм, благодаря которой он попал в рейтинги лучших. В действии не всегда чувствуется масштабность, впрочем, Римская империя, хоть и была велика, в сравнении с нынешними агломерациями едва ли покажется перенаселенной и необъятной.
Герой своего времени
Спартак стал символом борьбы за права и свободы, но в древние времена был всего лишь человеком, стремящимся снискать долги со своих врагов до собственной смерти. Сериал «Спартак: кровь и песок» о человеке, а не о символе.
Идея сериала принадлежит сценаристу и продюсеру Стивену С. Денайту, главным режиссером картины выступил Майкл Херст («Викинги», «Зена – королева воинов), известный своей работой с масштабными историческими драмами.
Роль Спартака в первом сезоне сериала исполнил Энди Уитфилд, однако, ему пришлось отказаться от съемок из-за прогрессирующего рака. Во втором сезоне проекта его заменил Лиам Макинтайер. В сериале также снялись: Люси Лоулесс, Ману Беннетт, Питер Менса, Ник Тарабэй, Джон Ханна, Катрина Ло, Крэйг Паркер, Брук Харман, Джанин Бурчетт, Райчо Василев и другие.
Для американского кабельного телеканала Starz сериал «Спартак: кровь и песок» стал в своем роде экспериментом – первым собственным заказанным сериалом. Эксперимент прошел удачно, после выхода первого сезона последовал заказ на продолжение. Второй, третий и четвертый сезоны проекта называются «Спартак: боги арены», «Спартак: месть» и «Спартак: война проклятых» соответственно.
Несмотря на сомнительность сценария и надоедающую натуралистичную жестокость, сериал занял свою нишу и нашел преданных поклонников. От «Спартака» не стоит ожидать глубокого смысла или художественной ценности, это сериал, снятый для развлечения, ради привлечения аудитории забывающий о правдоподобности и логике повествования.
Все в сериале сделано в угоду зрелищности, чтобы, если не шокировать, то поддержать интерес. В темных декорациях оживает экранизация не исторической драмы, а компьютерной игры, в которой нужно проходить испытания, собирать баллы и убивать врагов – никакого смысла в этих действиях нет и не предвидится.
Анна Чиж