«Джейн Эйр» - роман, который по сложившейся еще у наших бабушек традиции прочитывается в юности каждой романтичной барышней. Оплакивается и хранится в памяти незыблемым напоминанием о перипетиях женской судьбы. Классический английский роман Шарлотты Бронте не теряет своей актуальности.
История скромной, некрасивой, но независимой гувернантки покорила мир еще в XIX веке. Слабая и в физическом, и в социальном смысле, женщина оказывается гораздо сильнее сокрушительных обстоятельств, при этом остается верна своим нравственным принципам, даже в ущерб своему личному счастью. «Маленькая гордая Жанна Д'Арк», - как прозвал Джейн Эйр знаменитый писатель, современник Бронте Теккерей.
Сирота Джейн Эйр, пережив годы учебы в школе для нищих, устраивается гувернанткой в поместье мистера Рочестера. Она заботится о воспитании подопечной хозяина, маленькой француженки и день ото дня безнадежно влюбляется в Рочестера. Казалось бы, у некрасивой девушки нет ни малейшего шанса на личное счастье, но Рочестер неожиданно предлагает ей выйти за него замуж. Вот только в день свадьбы открывается тщательно скрываемая тайна - Рочестер давно женат, его законная супруга сумасшедшая, но это уже не может ничего изменить.
Джейн покидает дом Рочестера и начинает устраивать собственную жизнь вдали от него. В это время сумасшедшая жена устроила пожар, оставив Рочестера ослепшим искалеченным вдовцом. За которого Джейн Эйр, теперь уже с чистой совестью, выходит замуж. Конец истории - несколько печальный, навевает мысли о врожденной женской жертвенности и приобретенной женской гордости, граничащей с глупостью. Именно этот момент - слабое место почти всех критических статей и последовавших за выпуском книги экранизаций.
Экранизировать «Джейн Эйр» начали почти сто лет назад, причем далеко не все картины создавались на родине Шарлотты и Джейн. Сначала, с 1910 года, вышли шесть американских фильмов, затем индийский, после него, в середине века, свой вклад в историю «Джейн Эйр» внесла Бразилия (помнится, несколько лет назад редакция одной российской газеты была завалена гневными письмами недоверчивых читателей в отношении журналиста, упомянувшего «бразильский фильм «Джейн Эйр»). Великобритания вспомнила о своем бессмертном произведении лишь в 1956 году и спешно, с перерывами в несколько лет, начала наверстывать упущенное - всего англичане сняли шесть одноименных фильмов. В 1996 году вышла картина совместного производства Франции, Италии и Великобритании.
Из этих шестнадцати экранизаций наиболее заметны две - сериалы 1983 и 1996 годов. Именно они упорно делят между собой первенство, именно о них спорят кинокритики и любители Джейн Эйр по всему мире. Мнения делятся поровну.
Сериал 1983 года - признанная классика мирового кино. В главных ролях: Зела Кларк и Тимоти Далтон. По мнению большинства, Далтон - лучшее кинематографическое воплощение мистера Рочестера. Обаяния и шарма актеру не занимать, тем более что 1983 год стал для него пиком карьеры - роль Рочестера в «Джейн Эйр» и роль Джеймса Бонда в одноименном фильме.
Фильм 1996 года с Уильямом Хартом и Шарлоттой Гэнсбург в главных ролях прежде всего критикуется за выбор актера на роль мистера Рочестера. Уж больно он рыжий, от рокового брюнета не осталось и следа. Что же касается главной героини, Джейн Эйр из одной серии в другую перевоплощается из серой мышки в истеричку и обратно. Уловить настроения и понять непростой характер мисс Эйр - задача сложная, даже когда в руках книга и фантазию не сдерживают никакие рамки.
Обе эти экранизации дополняют друг друга. Быть может потому, что и к одной, и к другой есть что добавить. Ясно одно - история Джейн Эйр далеко не исчерпала себя, роман Шарлотты Бронте еще не экранизирован в полной мере, когда добавить больше нечего, герои на своих местах и все ключевые моменты произведения отображены.
Думаю, мировой кинематограф еще может попытаться исправить это недоразумение. Тем более скоро дань памяти писательнице воздадут в Голливуде - в планах снять биографическую картину о Шарлотте Бронте с Мишель Уильямс в главной роли. А там режиссеры вспомнят и об экранизации ее лучшего романа...
Дарья Печорина