Если вам доведется побывать в Японии, информационного шока не избежать. Начиная от дезориентации в пространстве с ощущением попадания в другую Вселенную до удивления вполне обыденным вещам. К примеру, вы, туристы из страны Достоевского и Толстого, можете быть удивлены тем, что в Японии книги читать не принято. Литература - это не современно, особенно для общества, в котором первейшей ценность является чистая информация.
Гораздо быстрее и удобнее пролистать томик японских комиксов - манги - и быть в курсе содержания, к тому же помимо текста удовольствие может доставить качественная прорисовка.
Разумеется, комиксы - явление американской культуры. После падения японского железного занавеса началась модернизация страны, миллионы японцев начали перенимать опыт у западных коллег. В их числе были художники, которые в массовом порядке учились западной технике рисования. Американские комиксы обрели новые функции, оформление и значение для японской читающей аудитории. Американцы придумали, но не довели до ума. Японцы подарили комиксам новые возможности.
По сути, манга появилась после Второй Мировой, когда Тэдзука Осаму, именуемый нынче отцом аниме, вернулся из стажировки на студии Диснея. На основе полученного опыта он создал свой собственный стиль. На дешевой бумаге он рисовал тоненькие комиксы, продававшиеся за сущие копейки. Но первая же его работа («Новый Остров сокровищ») произвел фурор - манга была выпущена тиражом в полмиллиона экземляров, и это - в разоренной войной стране! Уже тогда были определены основные правила и графические приемы рисования манги, на почве которых последователи Осаму рисуют до сих пор.
Манга стала полноправным направлением массовой культуры. В каждом книжном магазине сразу у входа вас встретят горы комиксов, у выходов метро - корзины, доверху забитые пухлыми томами. Есть манга для детей, подростков, манга для клерков (истории продвижения по карьерной лестнице и социального успеха), для домохозяек. Чтобы не пришлось тратить время на сложный выбор - на каждом томе имеются пометки: «для шестилетних», «для среднего школьного возраста», «для чтения в пути»... Второе мощное направление массовой культуры - аниме - в большинстве случаев создается по мотивам успешной манги.
Манга - ежедневное чтиво нации с самым высоким в мире IQ. Минимум текста, максимум картинок. На чтение одной страницы уходит меньше пяти секунд, всего страниц может быть пятьсот-шестьсот, таким образом, за одну поездку в метро можно прочитать целое произведение. Яркие тома манги ежедневно появляются на прилавках и исчезают, рисуются быстро (рабочий день художника манги - мангака - такой же напряженный, как у служащего огромной корпорации), быстро прочитываются и забываются. Но, как и в любой области масскульта, есть талантливые авторы, которым под силу превратить одноразовое чтиво в произведение искусства.
Сейчас манга широко распространена за пределами Японии. Америка одной из первых стран начала переводить японские комиксы. Сейчас они распространены и во Франции, и в Германии, и в Канаде. Постепенно манга распространяется по всей Европе и ситуация такова, что хуже всего она представлена в России. Однако, несмотря на серьезный импорт, объемы рынков абсолютно несопоставимы. Манга за пределами Японии - редкий, экзотические продукт, вызывающий восторг и эйфорию у поклонников японской культуры.
В стране, в которой солнце заходит раньше всего остального мира, время - понятие не абстрактное, а вполне ощущаемое, ему подчинены скоростные поезда, молниеностный Интернет и массовая культура. Манга - явление закономерное и логически обоснованное, равно как и вытеснение «настоящей» литературы на задворки спроса и предложения. Быть может Япония просто опережает весь остальной мир. Быть может - без оглядки идет по своему собственному собственному пути. Ей не привыкать.
Дарья Печорина