Михаил Задорнов, один из известнейших отечественных писателей-сатириков, главным на текущий момент своим достижением считает не свою литературно-изобличающую деятельность, за которую получил не один приз и «заработал» многомиллионную армию почитателей. Для него самой большой удачей и честью было то, что 31 декабря 1991 года именно ему, не обладавшему никакой политической властью и не занимавшему никаких государственных постов, доверили право поздравить российский народ с наступающим 1992-м годом.
В начале жизненного пути ничто не предвещало Михаилу Задорнову карьеры Деда Мороза, но многое было за то, что его жизнь будет связана с литературой. Здесь хотя бы одна наследственность чего стоит - ведь отец будущего сатирика, Николай Павлович, был известным советским писателем-прозаиком, в 1952 года получившим самую престижную в тот время в нашей стране премию - Сталинскую. Мать писателя, Елена Матусевич, в пристрастиях к литературной деятельности вроде бы замечена не была, однако в силу своего дворянского происхождения уже была носителем высокого уровня культуры.
С уровнем культуры у Михаила Задорнова всё было в порядке с младых ногтей. Среднее образование он получал в элитной школе города Рига, в котором, собственно, и родился 21 июля 1948 года. Немного предвосхищая события, заметим, что в той же школе училась и будущая супруга Михаила Николаевича, дочь одного из руководителей Латвийской компартии, Велта. Михаил и Велта в 1971 году соединили свои жизни узами брака, в котором и пребывают до сих пор.
После окончания школы в 1965 году Михаил, успевший попробовать свои силы в театральной самодеятельности (кстати, его отец в своё время также участвовал в театральных постановках на Дальнем Востоке в качестве режиссёра и актёра), поступает в Рижский институт инженеров гражданской авиации, из которого почти сразу же переводится в самый престижный профильный ВУЗ Советского Союза, Московский авиационный институт (МАИ).
Студенческие годы оказали неоднозначное влияние на Михаила Задорнова. С одной стороны, нескучная жизнь в студенческом общежитии не очень благотворно сказалась на состоянии здоровья будущего писателя (сам он признаёт, что тяга к спиртному в иные периоды жизни у него была весьма сильной, пришлось даже пройти курс лечения). С другой, здесь он проявил свои таланты: спортивные (будучи одним из ведущих игроков в гандбол), актёрско-режиссёрско-драматургические (принимал активнейшее участие в студенческой театральной самодеятельности), и, в конце концов, получил хорошее образование.
После окончания МАИ и непродолжительной работы по специальности Задорнов понял, что авиация всё-таки не его призвание, а вот написание сценариев, текстов, сценок ему и даётся легче, и доставляет больше удовольствия. Оказалось, что Задорнов и студенческий театр МАИ были просто созданы друг для друга: во многом именно сценарное и режиссёрское творчество будущего сатирика обусловили ту феноменальную популярность, которую во второй половине 1970-х годов имел этот театр. Мало того, что театр, формировавшийся на основе самодеятельности, получил престижные награды и звание «народного», он за несколько лет с гастролями объездил всю нашу огромную страну, которая в те времена по понятным причинам была ещё больше. Эти успехи сказывались и на Михаиле - сначала он получал повышения по «авиационной» линии, доработавшись до исполняющего обязанности ведущего инженера, а затем стал сотрудником юмористического журнала «Юность».
Однако железные цензурные рамки «Юности» вынудили Задорнова покинуть это место работы. Но без дела он не остался: именно в начале 1980-х годов начинался тот подъём популярности сатириков, который привёл к настоящему буму в конце 80-х - начале 90-х. В 1984 году Задорнов выступил на телевидении со своим первым получившим общенародную известность и, пожалуй, лучшим сатирическим рассказом - про два девятых вагона. На следующее утро Задорнов проснулся знаменитым...
Пересказывать, как развивался дальше творческий путь Михаила Задорнова, нет смысла - все мы хорошо помним и эти рассказы о том, какой у нас странные бизнес и демократия (начало 90-х), и о том, какие же всё-таки американцы недалёкий народ (середина 90-х), и про все нюансы нашей бесшабашной и страшной жизни за первое десятилетие новой жизни. Бессмысленно рассказывать и о масштабах его популярности - по этим самым масштабам этой самой популярности с ним может сравниться разве что Михаил Жванецкий. Правда, нельзя не отметить и некоторые настораживающие моменты, проявившиеся в последние несколько лет. Тут и тяга к восточной эзотерике и оккультизму с поездками в Тибет и едва ли не поисками Шамбалы. Тут и стремление пересмотреть все общепринятые теории происхождения русского языка (при этом некоторые слова не слишком грамотно наделяются притянутыми за уши смыслами). Тут и не совсем здоровый интерес к нашей истории, которую Михаил Николаевич всё норовит переделать в духе небезызвестного «историка» Фоменко (ну, это про то, что никакого татаро-монгольского ига не было, и вообще все даты в истории нужно сместить на пару тысяч или сотен лет, и всё в таком духе).
Но это всё из той оперы, которая в простонародье называется «у каждого в голове свои тараканы». В любом случае чего у Михаила Задорнова не отнимешь, так это чувства юмора, удивительной наблюдательности, любви к размышлениям, и главного достижения - один день он был всенародным Дедом Морозом.
Александр Бабицкий