«Вулкан под снегом» - так называл Грейс Келли Альфред Хичкок, и именно такой образ актрисы режиссер тщательно культивировал на экране. Аристократическая, стильная, холодная и… страстная - именно такая Грейс Келли смотрит на нас с фотографий. В общем, почти что «комсомолка, спортсменка, активистка и просто красавица».
Собственно говоря, если из классического перечня «Кавказской пленницы» отминусовать комсомолку, а «спортсменку» принять условно, то это и получится портрет Грейс Келли, по крайней мере тот портрет, который усиленно демонстрировался широкой публике и стал визитной карточкой княжества Монако, когда прекрасная Грейс вышла замуж за Ренье Гримальди, настоящего принца (вот только без белого коня).
Грейс Патриция Келли родилась 12 ноября 1929 года в Филадельфии. Отец - Джек Келли - владелец строительной компании, мать - Маргарет Келли - учительница физкультуры. Отец в молодости стал олимпийским чемпионом по одиночной гребле, и естественно, что в такой семье спорт был обязателен для всех, и для детей, и для взрослых. Трое детей с готовностью приняли спортивные увлечения родителей (две дочери стали пловчихами, сын занимался спортивной греблей). Только Грейс выбивалась из обоймы. Она упорно не хотела заниматься спортом, а предпочитала играть в куклы.
Кстати сказать, если судить по детским играм в куклы, в Грейс погиб талант драматурга: она все время придумывала какие-то сюжеты, разыгрывала с куклами настоящие спектакли. Впоследствии этот талант раскрылся с неожиданной стороны, когда молодой принцессе Монако понадобилось ставить спектакли «в натуральную величину».
Из Грейс воспитывали каноническую американскую девушку: она должна была много работать, заниматься спортом, ходить в церковь и обязательно слушаться родителей. Карьера Грейс в представлении ее родителей была четкой, ясной и понятной: какая-нибудь «приличная» женская профессия, а затем - «правильный» брак, счастливая семейная жизнь, рождение и воспитание детей. Грейс не сопротивлялась - родителей она действительно слушалась беспрекословно.
Вот только с «приличной» профессией вышла небольшая неувязка: в то время, когда родители отвлеклись на подготовку сына к соревнованиям по гребле, Грейс проскочила в Академию драматического искусства в Нью-Йорке. Ей помогло то, что ее дядя, Джордж Келли, был известным актером, драматургом и лауреатом Пулитцеровской премии.
С этого момента - 1947 год - началась самостоятельная жизнь прелестной Грейс Келли. И - череда романов, сделавших ее биографию пикантной. Героями романов Грейс были в основном мужчины весьма незаурядные (родители, желая, чтобы дочь сделала «приличную партию», смогли-таки привить ей вкус): Александр Д'Арси - кинозвезда 30-х годов ХХ века, режиссер Дон Ричардсон, шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви, Олег Кассини - стилист Джеки Кеннеди, Кларк Гейбл - знаменитый киноактер и многие другие.
Грейс могла выйти замуж очень быстро, но в то время ее интересовал не брак, а карьера. Актерское дарование у красавицы было куда как ниже среднего, однако она обладала редкими качествами: упорством, целеустремленностью, работоспособностью, тщеславием и жаждой успеха. Кроме того, фотогеничность Грейс была просто восхитительной.
Когда в 1954 году Грейс получила «Оскара» за главную роль в кинофильме «Деревенская девушка», она поняла, что карьера подошла к наивысшей точке. Практичная дочка строительного коммерсанта быстро сообразила, что после такой точки путь один - вниз. Туда не хотелось.
И тут случилось чудо: настоящая история Золушки, попавшей на бал и встретившей там принца. Правда, Золушка была популярной американской актрисой, бал был Каннским фестивалем, а принц... вот принц был настоящим - правящий князь Монако Ренье Гримальди.
Замуж за своего принца «Золушка» вышла в 1956 году, после почти годовой переписки и очень редких встреч.
Для княжества этот брак оказался редкой удачей: он дал захиревшему игорному бизнесу рекламу, в которой так нуждалось крошечное государство, и, соответственно, доходы. Дело в том, что во время второй мировой войны Гримальди сотрудничали с фашистами, что конечно же сказалось на послевоенной жизни княжества: его популярность резко упала, значимые (то есть денежные) клиенты упорно игнорировали местное казино, и княжество катилось к неминуемому банкротству. На момент брака Грейс Келли большая часть собственности княжества принадлежала Аристотелю Онассису. Для того, чтобы залучить в игорные залы богатых американских клиентов, Онассис даже вел переговоры с Мэрилин Монро, желая устроить ее брак с князем - по мнению грека это была бы роскошная пиар-акция, которая немедленно подняла бы рейтинг княжества. И тут - как по мановению волшебной палочки - возникла Грейс Келли, которая удовлетворяла всем требованиям, которые предъявлялись будущей жене князя: она была красива, фотогенична, американка и известная актриса. И, вроде бы, за предложением брака стояла еще и любовь. Для пиар-акции лучшего и придумать нельзя.
Грейс Келли оправдала все надежды, которые на нее возлагались. Она стала идеальной женой для принца. Настоящая американская Золушка, Грейс занималась благотворительностью, покровительствовала искусствам и рожала детей. Ее классическая американская непосредственность привела к многократно возросшей популярности Монако. Ее любили, ее считали эталоном красоты и женского обаяния. Она была кумиром для миллионов.
Двадцать шесть лет Грейс Келли, не обладавшая, казалось бы, актерским дарованием, играла роль Принцессы, и играла с потрясающим блеском (так что актерское дарование у нее все же было, вот только не кинематографическое).
Сказка закончилась 13 сентября 1982 года (вот уж действительно - несчастливое число 13!). Грейс со своей дочерью Стефанией ехала в Монако. Она сама вела автомобиль, не вписалась в поворот на серпантине, и машина слетела в пропасть. Стефания отделалась синяками и легким испугом. С Грейс дело обстояло куда как хуже. На следующий день, 14 сентября, было принято решение об отключении аппарата искусственного обеспечения - состояние Грейс было безнадежно.
В возрасте 52 лет, 14 сентября 1982 года, скончалась Грейс Патриция Келли, Ее Святейшее Высочество, княгиня Грейс Монакская, одна из величайших актрис ХХ столетия (пусть даже самая «звездная» роль ее была сыграна отнюдь не на экране).
Грейс Келли до сих пор оказывает влияние на культурную жизнь всего мира. Многие актрисы стилизуются «под Грейс» (к примеру, так поступала Шарон Стоун в начале 90-х годов прошлого века), в 2000 году она стала самой элегантной женщиной всех времен и народов по результату опроса журнала Vogue, ее именем проводятся выставки, в ключе ее типажа снимаются кинофильмы...
Грейс Келли умерла более двадцати лет назад, и - осталась бессмертной персоналией Истории Человеческой Цивилизации.
София Варган