Наша генетическая память, память людей, родившихся в Советском Союзе, неизменно подсказывает нам традиционные ассоциации со словом «Франция» - мы тут же вспоминаем Эйфелеву башню, вино, сыр, Мирей Матье, Алена Делона, Жана-Поля Бельмондо и Джо Дассена. И далеко не все в курсе, что Джо Дассен, человек, чей бархатный голос считается едва ли не символом всего, что мы знаем, представляем или нафантизировали себе о Франции, на самом деле американец.
Знаменитый певец и на свет появился в самом сердце не столь любимой нами Америки, в Нью-Йорке, и произошло это событие 5 ноября 1938 года. Отец Джо, Жюль Дассена, французский еврей российского (точнее сказать одесского) происхождения, был сначала театральным актёром, а затем, благодаря трудолюбию и таланту, стал одним из наиболее известных голливудских режиссёров 1940-х годов. Мать будущей звезды, Беатрис Лонер, имела венгерские корни и была скрипачкой в одном из самых известных американских оркестров. Можно с уверенностью сказать, что детство Джо было счастливым, даже похожим на сказку и совсем не вписывающимся в обычный звёздный стандарт «я был никем и стал всем» - до 12 лет он жил в большом красивом доме в Калифорнии вместе с родителями и двумя сёстрами, Рики и Джули.
Однако в 1950 году семья Дассенов вынуждена была покинуть насиженное место. Жюль Дассен был известен своими социалистическими взглядами, которые, в частности, проявлялись в его фильмах, затрагивавших остросоциальные темы. Поэтому не удивительно, что он стал одной из первых жертв развернувшейся в США с конца 40-х годов «хоты на ведьм», когда все, кто был заподозрен в симпатии к СССР или коммунистической идеологии, лишались работы, а иногда и свободы. Чтобы прокормить семью, Жюль Дассен решил переехать во Францию.
С этого момента судьба Джо Дассена была неразрывно связана с этой страной. Он жадно впитывает в себя французскую культуру (благо, французский язык, как и несколько других европейских языков, он знал с раннего детства), подрабатывает ассистентом на съёмочных площадках отца. Однако серьёзные изменения в жизни семьи (развод родителей) и юношеское стремление к познанию нового, к смене обстановки подвигают юношу вернуться в США для получения образования. Джо Дассен становится студентом-медиком, однако спустя три года обучения понимает, что профессия врача не является его призванием (так, он совершенно не переносил вида крови) и выбирает факультет, который ему интересен – факультет этнологии. Стремясь к самостоятельности, Джо не рассчитывает на отцовские деньги, а зарабатывает свои. А какой мог быть заработок у студента? Сначала «черновая работа» (водопроводчик, мусорщик, водитель грузовика), а затем исполнение песен под гитару в маленьких забегаловках на пару с приятелем-французом. Вот таким был первый сценически опыт будущего кумира миллионов.
Получив в Америке учёную степень доктора этнологии, Дассен вернулся во Францию, где и произошёл окончательный его поворот в сторону музыки. Сначала он устроился работать на радиостанцию RTL, на которой и произошла его встреча с Мариз, женщиной, сыгравшей очень большую роль в его жизни. Именно Мариз, которой безумно нравились американские песни в шутливом исполнении Джо, уговорила, буквально заставила записать эти композиции в стиле кантри на грампластинку и дала послушать её знакомым музыкальным продюсерам. Те оценили талант новоиспечённого исполнителя и предложили записать ему уже профессиональную пластинку.
Нужно сказать, что первые песни Дассена, исполненные на английском языке, не нашли должного отклика у французских слушателей. Зато, когда он «переключился» на лиричные французские песни о любви, его ждал успех. Факторами этого успеха явились и помощь Мариз, которая стала и его пресс-секретарём, и агентом, и личным помощником, а с 1966 года и женой; и собственная фантастическая работоспособность и доведённая едва ли не до маниакальной степени стремление к совершенству (которая свойственна тем талантливым людям, которые формально не являются «профессионалами» в своём деле); и невероятная удача с авторами текстов и композиторами, среди которых нужно назвать Жака Плэ, Клода Лемеля, Пьера Деланоэ, и которые создали невероятное количество шлягеров, которые стали символами второй половины 1960-х – 1970-х годов. Начиная с 1965 года, когда Джо выпустил первый диск с французскими песнями, и вплоть до 1980 года он был самым успешным исполнителем не только во Франции, но и во всей Европе.
Именно работа вкупе с не слишком удачной личной жизнью стали причиной раннего ухода Дассена из жизни. С первой супругой, Мариз, он расстался в 1973 году, вскоре после смерти их новорождённого ребёнка. Познакомившись три года спустя с Кристин Дельво, продавщицей в фотомагазине, Джо во второй раз вступил в брак в январе 1978 года, а спустя несколько месяцев стал отцом – у него родился сын Джонатан. Однако с этого момента стали нарастать проблемы. Имея от рождения слабое сердце, Дассен усугублял состояние своего здоровье фанатичным совершенствованием и чрезмерно большим количеством выступлений, которые, не в пример нашим совремённым «звёздам», всегда были «живыми». Существует версия, что свою роль сыграли и наркотики – Кристина, отношения с которой у певца испортились с конца 1978 года, стала принимать кокаин и, как считают некоторые, втянула в наркозависимость и Джо. Справедливость таких предположений спорна, но, как бы то ни было, проблемы со здоровьем были налицо (в начале 1980 года Джо потерял сознание прямо во время выступления), равно как и неурядицы в личной жизни. Несмотря на рождение в марте того же года второго сына, Жюльена, вскоре после этого был начат бракоразводный процесс. А во время отдыха на Таити 22 августа 1980 года у Джо Дассена остановилось сердце. Ему не было ещё и 42 лет…
Александр Бабицкий