Джеймс Кэмерон: с превышением бюджета

Джеймс КэмеронИмя американского кинорежиссера Джеймса Кэмерона ассоциируется с картинами супер-дорогими, эффектными, яркими и… кассовыми. Он снял два самых прибыльных художественных фильма за всю историю кинематографа: «Титаник» (1997 г., три премии «Оскар» - за лучшего продюсера, режиссера и монтажера) и «Аватар» (2009 г.). Правда, и вложения в съемки были отнюдь не самыми мелкими, фильмы Кэмерона никак нельзя отнести к разряду бюджетных. Напротив, в процессе съемок бухгалтерия трещит по швам, не успевая удовлетворять запросы придирчивого режиссера.

А ведь было время, когда Кэмерон вовсе не был классиком современного кинематографа. Более того – не мог найти финансирование под свои проекты, а предлагаемые им сценарии кинофильмов не интересовали практически никого.

 

Джеймс Кэмерон – уроженец Канады (провинция Онтарио, Капускасинг). Он уже учился в начальной школе, когда семья перебралась в США (в начале 60-х годов прошлого века). Отец Джеймса был инженером, и сын явно собирался последовать по его стопам, поступив на физический факультет Калифорнийского университета.

Джеймс КэмеронНо учеба не была закончена – в жизнь Кэмерона вошел кинематограф. Уже в 1978 году он снял короткометражный фантастический фильм «Ксеногенезис». Этой работой заинтересовался Роджер Корман, мастер низкобюджетных фильмов.

Да-да, хотя в это сейчас верится с трудом, но первые шаги в кинематографе Джеймс Кэмерон сделал на киностудии «New World», которая специализировалась на фильмах, съемки которых были очень дешевы (желательно, чтобы и вовсе бесплатными). Может быть, именно вынужденная экономия в начале творческого пути и привела к тому, что в дальнейшем Кэмерон начал снимать фильмы с поистине фантастическим размахом, в том числе и бюджетным.

В начале восьмедисятых годов Кэмерон заболел гриппом, да так удачно, что в полубредовом от высокой температуры состоянии увидел сцену из своего будущего фильма «Терминатор»: жуткого монстра, способного изменять облик, и девушку, спасающегося от него. Это видение легло в основу сценария, которым заинтересовались многие продюсеры и кинокомпании, но доверять съемку неизвестному молодому режиссеру никто не захотел. Закончилось тем, что сценарий был продан за один доллар продюсеру Гэйл Энн Херд, будущей жене Кэмерона, обязательным условием сделки было то, что режиссером фильма будет только Кэмерон и никто другой.

Бюджет «Терминатора» составлял всего $6 млн. Вот где Кэмерону пригодилась школа Роджера Хормана по созданию фильмов практически из ничего, с минимумом денежных вложений. Правда, подвели спецэффекты – их просто тогда не было таких, как требовались режиссеру, и монстра из «жидкого» металла, который привиделся во время гриппа Кэмерону, пришлось заменить на механического киборга, роль которого прекрасно исполнил Арнольд Шварценеггер. Теперь «низкобюджетный» «Терминатор» считается одним из эталонов научно-фантастических боевиков в кинематографе.

Джеймс КэмеронДалее последовало продолжение триллера Ридли Скотта «Чужой». Правда, у Кэмерона получился не столько триллер, сколько боевик, но успех был оглушительный. И, что большая редкость для боевика, Сигурни Уивер, исполнительница главной роли, получила номинацию на премию «Оскар».

Затем был снят фильм «Бездна» - о внеземных существах, живущих на дне океана. Здесь уже Кэмерону не пришлось ограничиваться жалкими $6 млн., на фильм было потрачено $70 млн. В «аквариум» превратили неоконченную электростанцию, заполнив ее водой – с присущим режиссеру размахом. Однако, критики встретили фильм прохладно, и сборы составили лишь $54,2 млн. Считается, что провал был обусловлен недостаточной «продвинутостью» спецэффектов (кстати, фильм получил «Оскара» именно за лучшие спецэффекты, но их оказалось недостаточно). Теперь «Бездна» считается классикой научно-фантастических фильмов.

Когда же спецэффекты приблизились к уровню, необходимому Кэмерону, он приступил к созданию «Терминатора 2». Тут уже и речи не было о $6 млн. на весь фильм, в эту сумму обошлись только спецэффекты, а общий бюджет составил $100 млн. Но и собрал «Терминатор 2: Судный день» немало - $200 млн. на родине, $300 млн. за рубежом. Да и четыре «Оскара» нельзя сбрасывать со счетов – за лучший грим, звуковые и визуальные эффекты, за лучший звук.

Интересно, что от фильма к фильму бюджеты только возрастали. Если полный спецэффектов «Терминатор 2» обошелся в $100 млн., то съемки юмористического шпионского боевика «Правдивая ложь» - в $115 млн.

Ну а в 1997 году был снят знаменитый «Титаник» - романтическая история, разворачивающаяся на фоне катастрофы. Этот фильм даже несколько затруднительно отнести к какому-либо одному жанру: с одной стороны это – «про любовь», но с другой – фильм-катастрофа, с третьей – попытка реконструкции исторического события. Кстати сказать, именно линия «про любовь» принесла Кэмерону симпатии слабой половины человечества.

«Титаник» оказался самым дорогим фильмом ХХ столетия: его бюджет составил $200 млн. На сегодняшний день это не только один из самых дорогих, но один из самых кассовых фильмов в истории кинематографа: $1,8 млрд. кассовых сборов, $700 млн. чистой прибыли. Ну и, конечно, 11 «Оскаров» (два – за лучший фильм и в номинации «Лучший режиссер»).

Джеймс КэмеронПосле «Титаника» глобализм Кэмерона взял отпуск: режиссер занялся документальными фильмами и телесериалами. Но не слишком надолго. Вновь дождавшись рывка в спецэффектах, он снял фильм «Аватар» (бюджет, естественно, еще выше, чем прежде – более $300 млн., а если учитывать рекламу, то доходит до $500 млн., правда, тут следует учитывать инфляцию, связанную с финансово-экономическим кризисом).

Дивный мир Пандоры сейчас зачаровывает миллионы зрителей. Версия 3D вызывает у многих настоящий шок – в чужую планету верится даже больше, чем в свою собственную. На этот раз Джеймс Кэмерон снял не просто красивую историю, а продемонстрировал будущее кинематографа, с полным погружением в придуманный мир.

«Аватару» удалось обойти «Титаник» в финансовых гонках: на сегодняшний день разрыв составляет $700 млн. и продолжает увеличиваться. Кроме того, «Аватар» стал первым фильмом, который преодолел стомиллионную планку сборов в России: на сегодняшний день «Аватар» уже перешагнул через $100 млн. и продолжает движение вперед. Кстати, фильм поставил еще один рекорд в России: самые стартовые выходные - $19,7 млн.

И, конечно, награды и премии не могли обойти такое явление в истории кинематографа: «Аватар» был номинирован на премию «Оскар» в девяти номинациях – «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая музыка к фильму», «Лучшая операторская работа», «Лучшие визуальные эффекты», «Лучшая работа художника-постановщика», «Лучший монтаж», «Лучший звук», «Лучший звуковой монтаж»; на премию «Сезар» в номинации «Лучший иностранный фильм»; на премию Жорж как лучший зарубежный экшн; присуждена премия «Золотой глобус» в номинациях «Лучший драматический фильм», «Лучшая режиссерская работа» (в номинациях «Лучшая музыка» и «Лучшая песня» победить не удалось); присуждена премия «BAFTA» в номинациях «Лучшие визуальные эффекты», «Лучшая работа художника-постановщика» (в номинациях «Лучший фильм», «Лучший режиссёр», «Лучшая операторская работа», «Лучший звук», «Лучший монтаж» и «Лучший саундтрек» победить не удалось).

Теперь режиссер снимает два фильма: «Боевой ангел» (ожидается на экранах в 2011 году) и «Погружение» (ожидается на экранах в нынешнем, 2010 году). Но зрители с нетерпением ждут другого: обещанного продолжения «Аватара», который буквально за пару месяцев проката уже успел стать культовым фильмом. Говорят, что продолжение будет еще более роскошным и интересным, чем первый фильм. Будем ждать.

София ВАРГАН