Публичные фигуры такого масштаба, как Людмила Гурченко, обречены на то, чтобы с их биографией, более или менее полной и правдивой, были знакомы все. В настоящее время благодаря прессе общеизвестными становятся практически все сведения из жизни звезд. Вот только есть очень узкий круг личностей, о которых судили и будут судить не по их «гражданским» биографиям, а по их творчеству...
«Пропавшие» шестидесятые
Людмила Марковна Гурченко появилась на свет 12 ноября 1935 года в Харькове, в семье сотрудников Харьковской филармонии Марка и Елены Гурченко. Как известно, Харьков оказался в немецком тылу уже спустя несколько месяцев после начала Великой Отечественной войны, так что Людмила вместе с мамой около двух лет жили, как им многие не успевшие покинуть город харьковчане, в фашистской оккупации. Марк Гурченко при этом прошел всю войну в качестве солдата и благополучно вернулся домой после Победы. К тому времени Людмила уже два года была школьницей: она начала учиться сразу после того, как в августе 1943 года был освобожден Харьков. Правда, по собственным воспоминаниям актрисы, в изучении школьных предметов она была не слишком прилежной, с довольно ранних лет почувствовав интерес к музыкальному, хореографическому и артистическому творчеству.
Поэтому никто из знакомых не удивился, когда в 1953 году, после окончания школы, Гурченко решила стать актрисой. Удивились тому, что совсем еще юная девушка набралась наглости и дерзнула отправиться поступать не куда-нибудь, а в Москву, прямиком во ВГИК. Однако Сергей Герасимов, в том году совместно с Татьяной Макаровой набиравший актерский курс, сразу разглядел в юной украинке недюжинный талант. Именно весьма влиятельный в советском кинематографе Герасимов во многом и поспособствовал тому, что главную роль в полноценном режиссерском дебюте Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» сыграла именно Гурченко, тогда еще студентка. Лишний раз говорить о том, какой успех сопутствовал вышедшему в 1956 году на экраны фильму «Карнавальная ночь» и насколько стала популярна девушка, зажигательно исполнившая песню «Пять минут», нет нужды. Правда, на фоне триумфального начала творческой деятельности вторая половина пятидесятых - шестидесятые годы смотрелись для актрисы Гурченко бледновато. Столь бледновато, что до сих пор весьма популярной и обильно цитируемой в каждой второй статье о Людмиле Марковне мыслью является тезис, будто после «Карнавальной ночи» из-за чьих-то завистливых интриг ее не приглашали сниматься в кино около десяти лет.
У бриллианта граней много...
Возможно, в каком-либо интервью пищу для таких тезисов дала сама Гурченко, у которой в самом деле от шестидесятых годов могло сложиться впечатление прошедших зря лет, особенно с учетом ожиданий и возможностей. В те времена ей просто не повезло получить роль, которая по масштабу или по популярности могла бы сравниться с «Карнавальной ночью». Возможно, именно этим объясняется, что большую часть своих немногочисленных театральных работ Людмила Марковна осуществила в первую половину шестидесятых (в «Современнике» и в Театре киноактера). Но если элементарно посмотреть на фильмографию актрисы, то обнаружится, что лишь с 1960 по 1969 годы она снялась в тринадцати картинах, в некоторых из них в главных ролях. И это не говоря уже о конце пятидесятых - так, известная музыкальная комедия «Девушка с гитарой» с Гурченко в главной роли датируется 1958 годом.
Но с чем поспорить невозможно, так это с тем, что до семидесятых годов актрису необычайно широкого творческого диапазона использовали крайне небрежно. Пожалуй, по-настоящему переломным для нее в творческом плане стала середины десятилетия, когда фактически состоялось второе рождение Людмилы Марковны как актрисы и ее стали активно приглашать на самые разнообразные роли, от драматических до комедийных. В 1975 и 1976 годах выходят два музыкальных фильма, «Соломенная шляпка» и «Мама», в которых хореографические и вокальные номера Гурченко стали настоящим украшением кинолент. С 1976 года, с драмы Алексея Германа «Двадцать дней без войны», по сути начинается карьера Гурченко как признанной драматической актрисы: и свою состоятельность в этом жанре она в дальнейшем продемонстрировала в таких лентах, как «Пять вечеров», «Полеты во сне и наяву», «Вокзал для двоих» и других. Нельзя не отметить и навсегда вошедший в фольклор образ «коварной разлучницы» Раисы Захаровны в комедии Владимира Меньшова «Любовь и голуби» (1984). На протяжении более двадцати лет, с середины восьмидесятых и вплоть до 2010 года Людмила Гурченко была одной из наиболее активно работающих актрис постсоветского пространства: на ее счету уже после распада СССР более двадцати ролей.
Отметив в ноябре 2010 года семидесятипятилетний юбилей, актриса, недавно попробовавшая себя в режиссуре (фильм «Пестрые сумерки») была полна творческих планов. Однако состояние ее здоровья ухудшилось после того, как в середине февраля в результате несчастного случая она сломала ногу. 30 марта 2011 года Людмила Марковна Гурченко умерла у себя дома в результате сердечного приступа. Похоронена народная артистка СССР была 2 апреля на Новодевичьем кладбище.
Александр Бабицкий