Если рассматривать "Д'Артаньян и три мушкетера" как рекламный ролик, то можно говорить о нескольких актерах, для которых он действительно стал таковым. Михаила Боярского сразу вычеркнем - успешнее "клипа", чем "Собака на сене" придумать невозможно. Арамису, то бишь Игорю Старыгину также не удалось затмить самого себя в "Доживем до понедельника". Но милый, чудаковатый, нелепый, вальяжный, дружелюбный простак Портос по сей день царит в воображении зрителя над всеми ролями, сыгранными Валентином Смирнитским до и после мушкетерской эры.
Когда мушкетеры были худыми...
Поистине не знаешь, где найдешь - где потеряешь. Думал ли актер, отправляясь на пробы в славный город Одесса - со сломанной ногой, в гипсе! - что это тот самый звездный час, что "перезвездит" все остальные"?
Все получилось, как у Винни-Пуха: не то чтобы совсем не попал... Он планировал совсем другое. Во-первых, Смирнитский по выздоровлении собирался отправиться на съемки в Германию, чтобы стать одним из героев детектива. Во-вторых, сам он видел себя Д'Артаньяном или, как минимум, Атосом, но никак не Портосом - хотя бы потому, что они были в разных весовых категориях.
- Я не ожидал, - так обычно отвечает актер. Когда его спрашивают о роли Портоса. - Когда у меня раздался звонок из Одессы и предложили приехать попробоваться, мне даже конкретно не сказали на кого...
Никто не мог предположить, что фильм этот станет легендой, дважды потребует снимать продолжение и на всю оставшуюся жизнь превратит его в "того самого Портоса", как, к примеру, Александра Демьяненко - в "того самого Шурика". Валентин Смирнитский относится к данному факту философски:
- Это не только моя такая судьба, а многих очень хороших актеров, которые попали под пресс популярности одной роли. Потрясающий, гениальный артист Борис Иванович Бабочкин всю жизнь проходил как Чапаев! Серьезнейший артист, великолепный педагог...
Судьба явно благоволила к молодому дарованию, студенту Московского театрального училища им. Б. Щукина, когда, не помедлив, распахнула перед ним двери в мир кино. Его первая роль в фильме "Двое" сразу же вознесла юного, красивого, обаятельного артиста и его партнершу по картине - Викторию Федорову - на звездную высоту. Фильм был обласкан критиками, обрамлен наградами кинофестивалей - мечта, а не старт!
Поэксплуатировав незаурядные внешние данные актера, кинематограф неожиданно высветил в его таланте иную сторону, во все времена ценившуюся на вес золота. Сам Валентин Смирнитский считает, что именно эта "особенность" заставила режиссера-постановщика "Д'Артаньяна и трех мушкетеров" остановить свой выбор на "его" Портосе.
"Я знал, что Портоса будет играть Смирнитский. Правда, он был худой и высокий, - написал режиссер Юнгвальд-Хилькевич в своей книге воспоминаний.
- Он сказал, что выбрал меня за комедийный дар, - рассказывает актер, - мол, главное, чтобы получился нужный ему характер, а внешность мы "дополним", доработаем. И мне делали всякие накладки... Вообще было сложно. Мне впервые в кино пришлось сыграть характерную роль - то, что в театре часто вытягивается за счет грима. Но в кино это всегда очень опасно. Более реалистичный экран "продает" грим, накладки. Если не играть убедительно, можно сразу себя разоблачить.
По прошествии лет оказалось, что зрительская любовь к "Мушкетерам" не умирает, а только крепнет. Что каждое новое поколение поставляет в ряды поклонников этого теперь уже сериала все новых и новых почитателей. А Валентин Смирнитский, озвучивая Портоса-Жерара Депардье в "Железной маске", думает о том, каким бы мог быть его герой сейчас.
- Я играл его совсем в другие, молодые годы, - считает актер (ему было 35 лет, когда Портос вошел в его жизнь). - Ныне я бы по-другому что-то интерпретировал. Кстати, Депардье именно это пытается делать, там есть несколько забавных находок.
Все началось с Хлестакова
Голосом Валентина Смирнитского говорят, того не подозревая, многие известнейшие актеры мира. Он много и успешно работает на дубляже игровых и анимационных фильмов и не может даже выбрать самый любимый из озвученных им персонажей.
- Сложно выбрать любимого актера среди тех, кого я дублировал - их столько у меня было! - говорит актер. - В том числе и тех, кто намного старше меня по возрасту. А сложнее всего было, наверно, с Депардье, у него голос совсем не похож на мой, гораздо ниже.
После "мушкетеров" его часто приглашали сыграть что-то в портосовском стиле, но он не соглашался. Не хотел повторяться. Но при этом ему страшно нравилось наблюдать за выражением лиц иных режиссеров.
- Когда они видели меня воочию, сильно разочаровывались. Я в картине их обманул...
Кто-то попробовал сосчитать, в скольких фильмах снялся Валентин Смирнитский, дошел до пятидесяти и бросил.
- Думаю, больше пятидесяти, - говорит актер. - За тридцать... шесть, нет, семь. За тридцать семь лет работы в кино ролей набралось... А если прибавить телесериалы и дубляж - сколько же всего будет?
Семья у Валентина Смирнитского была совсем не актерская, как он сам говорит "нормальная советская семья", где много кровей было намешано, в том числе польская, немецкая и еврейская. А с одной из сторон просвечивает дворянское происхождение. Отец, правда, имел прямое отношение к миру, в котором его сын займет одну из лидирующих позиций. Главный редактор московской Центральной студии документальных фильмов не подозревал, во что выльется школьное увлечение сына.
- В драмкружке я успешно дебютировал в роли Хлестакова. И после этого появилась у меня такая мысль: а не стать ли мне артистом? - так Смирнитский сделал первые шаги на пути к славе. - Я занимался в полусамодеятельной студии вместе с Сережей Шакуровым и Васей Бочкаревым, после чего легко поступил в Щуку, где в то время конкурс был колоссальный, чуть ли не тысяча человек на место.
Высокий худющий парень читал перед приемной комиссией "Облако в штанах" Маяковского, рассмешив всех и обеспечив себе то самое место, куда рвались тысячи его конкурентов. На одном курсе с ним учился Андрей Мироновым, внешнее сходство с которым нередко подмечалось потом зрителями.
После окончания училища перед Смирнитским встал выбор: его пригласили в три московских театра и к Игорю Владимирову, в "Ленсовет". Он выбрал Эфроса и Ленком, где впервые вышел на сцену в роли Треплева.
- Та "Чайка" - это была нашумевшая, скандальная постановка, - рассказывает актер, - и мое волнение при выходе на сцену, соединившись со страхом (в любой момент спектакль могли запретить), создавало особое состояние, особое настроение.
Смирнитский сыграл Прозорова в "Трех сестрах" (вот этот спектакль, в конце концов, и запретили - "за искажение русской классики"), мольеровского Дон Жуана, Кассио в "Отелло", Меркуцио в "Ромео и Джульетте", Кочкарева в "Женитьбе", во многих пьесах Арбузова...
- К чему перечислять? - спрашивает актер, когда его просят рассказать о работе в театре. - Много ролей было. Театральная биография у меня достаточно богатая.