Исторически сложилось, что одежда для женщин из высших классов создавалась в тесном взаимодействии между клиентом и портным. Однако высокая стоимость одежды объяснялась роскошной дорогой тканью, а не трудом портного. Истоки современной высокой моды нужно искать во второй половине семнадцатого века, когда Франция стала европейским центром производства роскошных шелковых тканей. Превосходство Франции в создании предметов роскоши послужило основанием для развития современной системы моды. Однако лишь в конце девятнадцатого века высокую значимость приобрело узнаваемое имя дизайнера, торговая марка модного дома.
Зарождение высокой моды
Начиная со второй половины девятнадцатого века, в Париже начала формироваться уникальная система, при которой кутюрье стал считаться человеком искусства, а его имя становилось международным знаком качества в сфере дорогой одежды. Дизайнеры одежды перестали быть умелыми портными, превращаясь в художников, чьи подписи вышивали на ленте, вшитой, например, в пояс платья. Так появились первые модные лейблы. Клиенту надо было обязательно лично посещать модный дом, где одежда шилась по его меркам, чтобы соответствовать высоким стандартам качества.
В модном доме помещения и персонал делились в соответствии с используемой техникой шитья: платья и прочая женская одежда в одних комнатах, мужские костюмы и пальто – в других. Работники разделялись по строгой иерархии, от главного портного (première) до учеников. Клиентов принимали в отдельной комнате.
Чарльз Фредерик Уорт
«Отцом» высокой моды считается Чарльз Фредерик Уорт, дизайнер английского происхождения. В девятнадцатом веке было еще непривычным, чтобы женскую одежду создавал мужчина, ведь пошив платья требовал тесного контакта между портым и заказчицей. Кроме того, платья Уорта стоили очень дорого, ведь стоимость складывалась не только из самой одежды, но и из узнаваемого дизайнерского стиля. Таким образом, Уорт показал, что женская одежда – индустрия, подходящая и для мужчин, и весьма выгодная к тому же. Он работал напрямую с французскими производствами шелка , где для него создавали оригинальные ткани. Его клиентами становились как аристократы, так и недавно разбогатевшие буржуа, которые следовали его советам по поводу стиля в одежде.
В 1868 Уорт создал Синдикат моды и производства одежды, который можно считать продолжением и развитием средневековой системы гильдий. Это было объединение типа профсоюза, входя в которое модельеры могли обсуждать и лоббировать интересующие их вопросы налогов, управления и производства.
Уорт и его современники заложили стандарты современной индустрии высокой моды. Они создали роскошные парижские салоны, куда клиенты приходили сами (раньше портнихи приходили домой к клиентам). Они начали рисовать наброски, из которых клиенты могли выбирать дизайн по вкусу. Тогда же кутюрье придумали использовать манекенщиц, которые демонстрировали наряды для заказчиков. Так создавалась современная система высокой моды.