Венчание - а стоит ли торопиться?

венчаниеВенчание выглядит гораздо торжественнее и привлекательнее, чем простая роспись в ЗАГСе, это факт. В первом случае - торжественная атмосфера православного храма, свечи, позолота иконостаса, звучный глас священника, короны над головами жениха и невесты; в общем, благодать. Ну, а во втором - обыкновенная очередь, будто в магазине, формальная процедура, занимающая не более 10 минут и проводимая обычно равнодушно-уставшими женщинами с причёсками в лучшем случае а-ля 80-е, в худшем - а-ля 70-е. Казалось бы, ответ, что предпочтительнее для начала для красивого, романтичного и запоминающегося начала совместной жизни, очевиден - конечно, венчание! Ответили на вопрос? Все довольны? А теперь будем рассматривать эту проблему всерьёз и внимательно.

Прежде всего, начнём с того, что подходить к процедуре регистрации вступления в брачные отношения в ЗАГСе  и к венчанию с одинаковыми критериями нельзя. Именно из-за того, что в ЗАГСе мы имеем дело с процедурой, а при венчании совершается таинство, столь же значимое и важное, как, скажем, таинства крещения или причастия. Поэтому нельзя смотреть на венчание просто как на красивый обряд.

 

Беда в том, что немалое количество вступающих в брак попросту не являются верующими. После распада СССР у нас в стране резко нарисовалась мода на псевдоправославие, то есть на внешнее исполнение ряда православных таинств и культовых обрядов. Сказали, что нужно креститься? Ну что ж, будем теперь креститься при удобном и неудобном случае - и неважно, что крестимся не той рукой и совсем не в ту сторону, главное, быть в модной струе. Сказали, что нужно хоть иногда наведываться в храм? Ок, пару раз в год (обычно на Рождество и Пасху) забежим на пять минут в церковь, купим обязательно самую большую свечку, спросим у церковных бабушек, куда её ткнуть, благополучно ткнём и с чувством совершённого религиозного подвига удалимся восвояси. Говорят, при женитьбе венчаться нужно? Вообще замечательно - нашёлся дополнительный повод для очередного застолья. Такие вот из нас верующие...

Так вот, если у вас появилось твёрдое желание обвенчаться, нужно выяснить, являются ли жених и невеста крещёными. Разумеется, на вопрос священника перед началом венчания, крещены ли вы и ваш избранник, вы можете ответить «да», прекрасно зная, что на самом деле «нет». Проверить это документально у священника нет возможности, он поверит вам на слово. Вот только стоит задуматься над тем, что священника обмануть можно, Бога не обманешь. Но тут уже решать для себя каждый должен сам.

Также стоит задуматься над тем, что венчание означает то, что вы в первую очередь перед лицом Бога свидетельствуете, что выбрали себе человека, который будет вашим спутником на всю жизнь. И с этим человеком вам предстоит делить всё-всё-всё, и вы это понимаете и с этим соглашаетесь. И то, что вы обязуетесь (опять же не только перед людьми) сохранять любовь и, что не менее важно, терпение в отношениях с этим человеком. И так далее, и всё в таком же далеко нешуточном ключе.

Если и это вас не пугает и не останавливает, и вы продолжаете считать венчание лишь красивым оформлением обыкновенного брака и полагаете, что, как и брак, венчание не будет для вас препятствием в случае, если супруг вам разонравится, придётся вас разочаровать. Для венчанных людей нет и не может быть оснований для развода, которых вполне достаточно для расторжения обыкновенного брака. Тут вы не сможете разойтись «по обоюдному согласию», равно как никто вас не развенчает и при аргументах вроде «не сошлись характерами», «я его больше не люблю», «я встретила человека, который мне понравился больше» и тому подобных. Венчание подразумевает выбор человека на всю жизнь, и точка. При этом, безусловно, существуют жизненные ситуации, при которых Церковь допускает возникновение у одного из супругов права расторгнуть венчанный брак. Например, в случае доказанного факта супружеской измены или при потере одним из супругов психического здоровья. Однако даже в таких экстремальных случаях говорится лишь о том, что супруг имеет право развестись, а не о том, что он обязан это сделать.

Существует и другой аргумент у сторонников скороспелых венчаний. На этот раз аргумент этот имеет псевдоправославные корни. Верующие люди, не слишком хорошо знакомые с богословскими принципами собственной веры, отчего-то абсолютно убеждены в том, что невенчанный брак (то есть официально зарегистрированный в ЗАГСе, но не подкреплённый таинством венчания) с позиций христианства и браком настоящим не является, а есть разновидность блудной жизни. И чтобы этого «блуда» избежать, новобрачных обязательно нужно загнать в церковь (обычно инициатива исходит от родителей и бабушек) - чтобы, так сказать, подстраховаться.

Таким «знатокам» православия, если им недосуг внимательно читать Священное Предание, а легче верить суевериям, нужно посоветовать ознакомиться с официальным документом под названием «Социальная концепция Русской Православной Церкви». И в данной «Концепции» чёрным по белому записано, что с точки зрения православия официально зарегистрированный брак, пусть и нецерковный, считается настоящим, полноценным браком и никаким блудом не является. Таинство венчания не делает брак настоящим, оно призвано через добровольный обряд снискать для соединяющих свои судьбы людей Божественную помощь в нелёгкой и полной испытаний и искушений супружеской жизни.

Безусловно, для верующего человека вопрос о том, венчаться или нет, по большому счёту не стоит. Если вы действительно верите в Бога, то вы не откажитесь от Его помощи. А вот в случае, если назвать себя верующим вы себя не можете, и если вы отнюдь не уверены, что именно с этим человеком вы хотите состариться вместе и при этом терпеть его несколько десятилетий со всеми его недостатками и причудами, торопиться с венчанием не стоит. Мода модой, предрассудки предрассудками, традиции традициями - а когда речь заходит о вашей жизни и о Божественном, нужно мыслить куда более серьёзными категориями. В противном случае серьёзными станут последствия.

Александр Бабицкий