В современном мире, состояние которого лучше всего описывается термином «глобализация», всё меньше остаётся стран и всё меньше остаётся культур, которые могут похвастать чем-либо по-настоящему оригинальным, действительно неповторимым и присущим лишь им. Уже давным-давно мир живёт по принадлежащему европейской цивилизации григорианскому календарю и для живущих ныне поколений это является естественным, они и не помнят никаких других календарей. В очередной раз свою уникальность проявляет китайская культура – хотя официально в Китае действует всё тот же григорианский календарь, однако параллельно с ним существует и древний национальный календарь, хорошо известный и за пределами страны. Более того, китайский календарь является взаимодействующим комплексом различных календарных систем: лунного, солнечно-лунного и циклического.
История развития китайского календаря
Китайский календарь, одно из ярчайших проявлений неповторимости китайской цивилизации, является едва ли не древнейшим на планете, наряду с астрономически-календарными системами Междуречья, Египта, Индии. Информация об астрономических наблюдениях китайских учёных за небесными явлениями относится к периоду более чем 4 тысячи лет назад. О первых «календарях» (именовать их так можно лишь условно) источники сообщают уже относительно начала второго тысячелетия до нашей эры, а первые настоящие календари Китая можно с определённой долей уверенности отнести к середине этого же, второго тысячелетия. А на рубеже второго и первого тысячелетий до нашей эры развитие китайского календаря уже приобрело зрелые формы: местным «специалистам» удалось установить, что астрономический год составляет 365 дней и ещё четверть суток: это удалось осуществить благодаря наблюдением за луной (длительность лунного месяца была определена в 29 с половиной дней) и за солнцем. Именно эта двойственность и обусловила дальнейшее разделение календарно-астрономических исследований китайских учёных, благодаря чему появилась и по сей день существует лунно-солнечная двойственность национального календаря.
В древнем китайском лунно-солнечно календаре (Чжуань-сюй ли) год делился на 12 месяцев, длительность которых попеременно составляла по 29 и 30 дней, что в сумме давало продолжительность в 354 дня. Для приведения календаря в соответствие с астрономическим годом семь раз за 19 лет в год вставлялся дополнительный, 13 месяц., таким образом получался високосный год. При этом месяцы не имели собственных названий и делились просто по порядковым номерам. Что касается древнего календаря, определявшего порядок и сроки сельскохозяйственных работ, то по нему год был разделён на 24 сельскохозяйственных сезона, не зависящих от уже существующих месяцев. В дальнейшем, на рубеже нашей эры, трудами многих выдающихся астрономов китайский календарь продолжал развиваться, в основном в направлении уточнения истинной продолжительности лунного месяца и солнечного года, а также по пути исправления неточностей в существовавших ранних версиях календаря.
Китайский календарь: лунный и лунно-солнечный
Связанные с небесными светилами китайские календарные системы разнятся по своему практическому назначению. Лунно-солнечный календарь (СЯ) предназначен в первую очередь для традиционно-мистического соотношений небесных событий и событий на земле: с его помощью китайцы определяют благоприятные и неблагоприятные дни для тех или иных важных событий: наречение именем новорождённого, открытие предприятия, начало путешествия и так далее. В определённой степени лунно-солнечный календарь выполняет некоторые функции китайского гороскопа и связан с ним. В то же время лунный календарь издревле был связан с проведением сельскохозяйственных работ, чем и обусловлены его долговечность и сохраняющаяся до сих пор популярность. Именно с помощью лунного календаря и определяются традиционные народные китайские праздники. Именно благодаря этому календарю в Китае «народный» новый год (именуемый Праздником весны), наступает в первое новолуние после вхождения солнца в созвездие Водолея, что не может произойти ранее 21 января и позднее 19 февраля. Точно так же и другие периоды по лунному календарю, которых в общей сложности насчитывается, как и в древности, 24, носят названия, напрямую связанные с климатическими и сельскохозяйственными приметами. Так, например, сезон с 5 (или 6) марта по 20 (или 21) марта именуется «Пробуждение насекомых», время с 7-8 июня по 21-22 июня называют «Колошением хлебов», а отрезок от 23-24 сентября по 8-9 октября носит название «Белые росы».
Китайский циклический календарь
Наряду с календарными системами, описывающих и упорядочивающих жизнь внутри астрономического года и месяца, в Китае существует и традиционная система летосчисления, так называемый циклический календарь. Суть его состоит в том, чтобы структурировать время по статистическим параметрам. В Древнем Риме использовался десятичный принцип (десять дней - декада), в Средневековой Европе в ходу была неделя из семи дней, а китайцы в этом плане обратились к шестидесятиричному циклу. Согласно ему дни обозначались комбинацией одного из десяти знаков так называемого ряда «стволов» и одного из 12 знаков ряда «ветвей». Первый день цикла обозначался сочетанием первых знаков обоих рядов, второй — сочетанием вторых знаков и так далее. В шестидесятидневных циклах выделялись своеобразные «декады». Примерно две тысячи лет назад шестидесятиричный принцип был распространён и на летоисчисление. Только теперь «стволы» и «ветви» стали измеряться соответственно 10 и 12 годами. Из-за того, что половина комбинаций, с несовпадающей чётностью, не используется, китайский календарный цикл составляет лишь половину полного 120-летнего цикла, то есть 60 лет. За этот цикл проходят по 5 раз 12 «земных ветвей», которые носят названия различных мифологических или по разным причинам почитаемых животных: крысы, быка, тигра, кролика, дракона, змеи, лошади, овцы, обезьяны, петуха, собаки, свиньи. Для перевода же года по современному «западному» летосчислению в китайский циклический календарь нужно к номеру года прибавить число 2 397 (год, принятый за начало циклического счета), и полученную сумму разделить на число 60.
Александр Бабицкий