Каждый раз приезжая в Индию, я намечаю программу своего пребывания в этой стране: куда поехать, что посмотреть, что купить. Одно из первых мест в этом списке занимает поход в кинотеатр, ведь так хочется увидеть новинки индийского кинематографа на большом экране, насладиться буйством красок, волшебством действия и великолепной музыкой.
Не остался без внимания этот пункт и в этот раз, хотя в связи с месяцем Рамазан, фильмов вышло катастрофически мало, все перспективные релизы были отложены на месяц, даже праздник Дивали не заставил киношников, суеверных и верящих во всякого рода приметы, передумать и порадовать поклонников новыми фильмами.
Но одна премьера, так долго ожидаемая и уже давно будоражащая весь кинематографический мир, все-таки состоялась. 26 октября на экраны Индии и всего мира вышел фильм режиссера Сантоша Сивана «ASOKA».
После нашумевшего фильма «Террорист», принесшего ему мировую известность, Сантош Сиван вновь штурмует сердца людей своей эпической драмой, в основу сюжета которой положено жизнеописание великого императора древней Индии.
Продюсерами фильма выступают Шах Рукх Кхан, сыгравший главную роль, и Джухи Чавла . После «Phir Bhi Dil Hai Hindustani», принятого индийским зрителем несколько прохладно, это вторая попытка Шах Рукх Кхана создать фильм высокого класса, и, вероятно, его мечта наконец удалась.
Не смотря на выбранный им исторический момент, Сантош Сиван вовсе не претендует на реалистичность. Это прекрасная костюмная драма, отображающая несколько фрагментов жизни императора Ашоки – его возмужания и становления как личности; его любовь к принцессе Каурваки, его превращения из полного романтики принца в озлобленного предательствами безжалостного завоевателя, его раскаяния и вступления на путь веры и созидания.
Бросая тяжелый меч в воды бушующего водопада, Чандрагупта Маурия, объясняет расстроенному внуку Ашоке, что надо избавиться от этого символа разрушения и насилия, чтобы положить конец бессмысленной и жестокой войне. Так и не вняв его наставлениям, ловкий мальчуган разыскивает в холодных водах кованный клинок и впервые в жизни проливает кровь невинной жертвы.
Среди семейных противоречий и интриг, Ашока вырастает высокомерным молодым принцем, твердо полагающим, что он законный наследник трона королевства Магадха, а вовсе не его сводный старший брат Сусима. Завоевав славу бесстрашного воина, любовь и почитание народа, Ашока разжигает ненависть со стороны сводных братьев. Чудом избежав гибели от рук наемного убийцы, молодой принц решается в поединке с братом отстоять свое право на трон. Опасаясь за жизнь сына, его мать Дхарма убеждает Ашоку отказаться от своих амбиций и уехать. Дав обед молчания, она путем шантажа убеждает своенравного принца отправится в самовольное изгнание.
Сняв княжеские одежды и отрезав волосы , Ашока под именем Паван, начинает жизнь обычного человека, путешествуя по дорогам королевства и общаясь с простыми людьми. Так он знакомится с Виратом, в последствии ставшим его верным другом и соратником. В одной из деревень на границе с княжеством Калинга он встречает красивую девушку Каурваки, ее десятилетнего брата Ариа и Бхима – воина, охраняющим их. Спасая Каурваки и Ариа от бандитов, принц случайно узнает, что они дети предательски убитого короля Калинги.
В сердце молодого принца просыпается любовь, и вскоре Каурваки отвечает ему взаимностью. Душа влюбленных поет от счастья, они строят планы относительно своего будущего. Паван клятвенно обещает возлюбленной помочь вернуть ее младшему брату утраченный трон Калинги. Возмущенный скандальным поведением Каурваки, Бхим пытается уговорить девушку порвать с Паваном, по его мнению, имеющего весьма сомнительное происхождение. Но он не может помешать свадьбе: так и не открыв своего инкогнито, Ашока окрашивает пробор Каурваки красной краской. Во время свадебной церемонии происходит неприятный инцидент: одна из двух горящих лампад гаснет, задутая ветром, предсказывая тем самым скорые перемены в жизни влюбленных.
Получив сообщение о болезни матери, Ашока вынужден покинуть жену сразу после свадьбы, обещая скоро вернуться. Прибыв в Магадх, принц узнает, что был обманут матерью, выдумавшей свою болезнь, как предлог вернуть блудного сына в родной дом.
Ради любви к Каурваки, Ашока отказывается от своих притязаний на трон королевства, давая понять Сусиму, что он впредь не будет чинить ему препятствий. Окрыленный надеждой, Ашока возвращается туда, где недавно расстался с любимой, но вместо счастливой встречи его ждет разочарование и боль. В его отсутствие враги наследников трона Калинги предприняли еще одну попытку убрать ненужных и опасных претендентов. Чудом спасшиеся Каурваки и Ария, прячутся в деревне, а рыдающий над пепелищем Бхим убеждает Ашоку, что его возлюбленная мертва.
Морально уничтоженный, Ашока теряет интерес к жизни. Возвратившись в Магадх, он объявляет войну соседним королевствам, побеждая их один за другим.
Мучаясь от разлуки с возлюбленным, Каурваки пытается отыскать Павана, но все ее усилия остаются тщетными. Бхим настаивает на возвращении в Калингу, ведь его цель – вернуть княжеству его законного властителя. Он забирает с собой маленького принца и Каурваки, чтобы не расставаться с братом, вынуждена следовать за телохранителем, так и не узнав о судьбе любимого человека.
Раненный в одном из сражений, Ашока восстанавливает силы в одном из буддийских монастырей. Там он встречает Деви, молодую почитательницу религии Будды, ненавидящую смерть и насилие. По страшному стечению обстоятельств, в день своей свадьбы, девушка убивает человека, посланного Сусимой, чтобы отравить Ашоку. В ужасе жених отказывается от невесты, обагрившей кровью свои руки, и в знак благодарности Ашока берет в жены спасшую его девушку.
Окончательно восстановив силы, принц возвращается в Магадх, где продолжает кровавый путь войны и завоеваний. С каждой победой она становится все более жестоким в своих действиях, отчуждая от себя Деви, которая так и не смогла помочь ему возобладать над его прошлой жизнью. Даже верный Вират просит Ашоку одуматься, видя как страдают невинные жертвы кровавой войны.
Известие о беременности жены Ашоки, заставляет Сусима вновь воспользоваться услугами наемного убийцы, но на этот раз его жертвой должна стать хрупкая жена сводного брата. Пытаясь защитить невестку, погибает Дхарма. Исполненный ярости Ашока, чтобы отомстить за смерть матери, убивает всех своих сводных братьев, тем самым становясь единственным законным императором Магадха.
Теперь его последняя цель – королевство Калинга. Но победив в этой кровопролитной битве, Ашока с ужасом понимает, что проиграл. Деви покидает его, возвращаясь в монастырь. Случайно услышанный разговор, что его любимаяо Каурваки жива и возглавляла армию Калинги, заставляет высокомерного императора взвыть от отчаяния. В ужасе он мечется по полю боя, усыпанному мертвыми телами, среди рыдающих женщин, оплакивающих своих мужей и отцов, в поисках своей возлюбленной. Кровавое зрелище выворачивает его душу наизнанку, осуждение и ненависть в глазах умирающего солдата, отказавшегося принять из его рук чашу с водой, звучит немым приговором его триумфальной победе. А слова проклятия из уст любимой завершают метаморфозу в душе морально поверженного императора. Обрадованный его появлением маленький Ария, просит Павана, товарища по их долгим скитаниям, защитить их от грозного убийцы Ашоки, но сраженный стрелой, умирает на руках не в силах ничего изменить императора.
Тяжелый кованый клинок падает в воды бурлящего водопада, завершая круг, начатый очень давно, символизируя приход времени созидания, словно горящий факел, освещающий путь от войны до мира, от амбиций до самопожертвования, от ненависти до любви.
В целом фильм производит неизгладимое впечатление. Визуальные эффекты и сцены битв ошеломляют и захватывают дух. Величие древних храмов Ориссы погружает зрителя в далекое прошлое, еще более усиливая восприятие истории, родившейся в глубине веков.
Игра актеров впечатляет, Шах Рукх Кхан выглядит фантастически в роли Ашоки. Его взгляд удивителен, сцены эмоциональны и насыщены, никакой актер не смог бы сыграть эту роль с таким энтузиазмом и обаянием. Карина Капур, сыгравшая Каурваки, блестяще справилась с ролью, внеся в образ чувственность и огонь страсти. Песни к фильму написал Ану Малик, а музыкальная тема, сопровождающая фильм, написана Сандипом Чоута. Эта трогательная и волнующая мелодия великолепно усиливает драматические моменты, добавляя остроту сюжетной линии.
«Ашока» уже покорил сердца европейцев. Это фильм, иссушающий душу потрясающем зрелищем, можно назвать победителем. Он снят в стиле, гипнотизирующим аудиторию и заставляющим зрителя следить за сюжетом, затаив дыхание. Надеюсь, что скоро мы тоже сможем его увидеть.
И еще, я уже решила, что в следующую поездку в Индию, я обязательно отправлюсь в Ориссу, чтобы воочию увидеть древнейшие храмы, так сильно поразившие меня на экране кинотеатра.
Юлия