Индийский фильм 1972 года «Зита и Гита» оказался настолько популярным и так поразил зрителей в СССР, что имена главных героинь стали нарицательными, а фильм до сих пор является олицетворением кинематографа Индии для миллионов.
Разлученные сестры
В дождливую ночь беременная женщина с мужем находят приют в хижине цыганки. Пока муж отлучается в город за врачом, жена успевает родить. Хозяйка дома, выступившая повитухой, отдает счастливым родителям девочку, и те, продолжают путь, не зная, что на свет в тот день появились две крохи-близняшки, и второго ребенка бездетная цыганка оставила себе.
Гита, воспитанная цыганами, становится танцовщицей и акробаткой, ее близнец Зита, выросшая в богатом доме, благовоспитанная наследница и завидная невеста – они разные, как огонь и вода, но с рождения судьба ведет их навстречу друг другу. Сестрам предстоит преодолеть множество препятствий, чтобы встретиться и обрести друг друга.
Стать легендой
«Зиту и Гиту» снял в те времена начинающий режиссер Рамеш Сиппи («Месть и закон», «Одиночка»), за плечами которого было участие в нескольких проектах. Неопытность не помешала ему блестяще справиться с поставленной задачей и из мельчайших деталей выстроить замысловатое повествование. В 1972 году фильм занял первое место в индийском прокате. Картина оказалась настолько интересной, что была куплена для международного показа, а в 1974 году добралась и до экранов СССР.
История о разлученных в детстве близнецах, невероятная сама по себе, обладала мистической привлекательностью, вознесший фильм на вершину успеха. Сценарий, написанный соавторами Сатишем Бхатнагаром, Джаведом Ахтаром и Салимом Ханом, просто и увлекательно рассказывает удивительную историю сестер, поменявшихся местами.
Комедийная мелодрама «Зита и Гита» технически является мюзиклом, как и большинство индийских фильмов, в которых актеры блистают не только драматическим талантом, но и умением петь и танцевать. Успех фильма составляет сюжетный конфликт, затрагивающий базовые ценности – семью, кровную близость, дружбу. В соответствии с традициями кинематографа Болливуда драматическое действие на экране разбавлено внезапными страстными объяснениями персонажей посредством танца и комедийными сценами.
Два лица
Сестер Гиту и Зиту сыграла одна актриса Хема Малини. Изначально на это место была приглашена Мумтаз, однако, незадолго до съемок, она покинула проект по причинам личного характера, и режиссер Рамеш Сиппи решил пригласить Малини и не прогадал, она справилась со сложной задачей.
Актрисе пришлось приложить немало усилий для того, чтобы правдоподобно сыграть двух разных героинь: девушки-сестры, похожие лишь внешне, отличались привычками и воспитанием, и об этом нельзя было забывать ни на секунду. Сиппи на площадке проявлял требовательность, ему нравилось снимать в естественных условиях, а не в построенных декорациях, актерам приходилось стоически играть дубли под палящим солнцем и проливным дождем.
Хема Малини играла за двоих, выстраивая образ воображаемого двойника, который появился по-настоящему только при монтаже картины. Рамеш Сиппи и съемочная группа фильма виртуозно выстроила его таким образом, что на экране создается впечатление, что в кадре играют две девушки, когда на самом деле только одна. Вложенный труд был оценен по достоинству, за роль в фильме Малини была награждена престижнейшей кинонаградой Индии – Filmfare Award.
Один из запоминающихся мужских образов фильма – цыган Рака. Его роль исполнил известный индийский актер Дхармендра Деол. На съемках фильма он познакомился с Хемой Малини, между актерами возникла особая «химия», которую сумели уловить камеры. Влюбленные сыграли так искренне и правдоподобно, что общественное мнение даже не осудило их роман, на начало которого Драхмендра еще был женат на другой женщине, позже актеры поженились и счастливы в браке. В фильме также снялись: Санджив Кумар, Манорама, Пратима Деви, Сатиендра Капур, Камал Капур, Ратнамала, Радхика Рани, Хони Ирани и другие.
Сорок лет спустя после выхода «Зиты и Гиты» фильм кажется смешным и наивным, но он обладает тем особым очарованием, которое практически не встречается в современных картинах. Это добрая, трогательная история, оставшаяся с тех времен, когда сюжеты ценили больше, чем зрелищность. Для одних «Зита и Гита» - воспоминание из детства, для других – возможность познакомиться с кинематографом Индии тех времен, когда в нем не было роботов на мотоциклах и компьютерной графики, в любом случае – это фильм-легенда, классика, сформовавшая каноны современной мелодрамы.
Анна Чиж