Без чего невозможно представить детство? Конечно же, без игрушек: дорогих или дешевых, самодельных или высокотехнологичных. Детские игрушки – это не просто бесполезная забава, это универсальный способ познавать мир и находить в нем свое место. Игрушки помогают гармоничному развитию малыша, они развивают мышление и внимание, ловкость и координацию движений.
Каждому возрасту – свои игрушки
Игрушки должны соответствовать возрасту ребенка. Очевидно, что младенцу вряд ли будет интересен сложный конструктор, а шестилетку не увлечет погремушка. В то же время правильно подобранные игрушки удовлетворяют все потребности детей и помогают правильному развитию малышей.
Например, в три года (иногда чуть раньше или чуть позже) дети начинают играть в ролевые игры , то есть примерять на себя различные роли. В этом возрасте детям очень интересны различные «тематические» наборы – чемоданчик врача, включающий в себя все необходимое; кукольная посуда; игрушечная мебель; оборудование пожарных; игрушечные весы и кассовые аппараты для игры в магазин. Пригодятся не слишком сложные конструкторы, различные фигурки животных и людей, развивающие игрушки , которые учат различать цвет и форму предметов.
Дети постарше любят творческие игры. Идеально подойдут конструкторы, наборы для изготовления украшений, наборы для оригами, пластилин. Обрадуются дети и фигуркам животных, в том числе и маленького размера (четырехлетки обычно уже прекрасно понимают, что глотать игрушки нельзя). Отношения четырехлетних детей с игрушками могут быть очень трепетными: нередко кукла или мягкий заяц становятся лучшими друзьями для ребенка.
У пятилетних детей очень активно идет процесс социализации, и это находит свое отражение в играх. Ребенок предпочитает играть сразу несколькими куклами, моделируя различные жизненные ситуации. Вместо кукол могут использоваться фигурки животных или даже кубики: детская фантазия одушевляет их и заставляет вступать в отношения между собой. Любят дети такого возраста и кукольные театры, в которых можно почувствовать себя режиссером.
К шести годам дети становятся усидчивее – они с удовольствием могут провести вечер за настольной игрой с другими ребятами или родителями. В этом возрасте у ребенка обычно сформированы интересы, которые желательно учитывать при покупке игрушек. Часто дети в этом возрасте играют в школу.
У первоклассников для игр остается куда меньше времени, чем у их беззаботных младших друзей. Однако игра продолжает оставаться для ребенка важнейшей сферой деятельности. В этом возрасте ребенка интересуют как сюжетно-ролевые игры, так и настольные – от простых «бродилок» до интеллектуальных. Приобретают популярность игры с четкими правилами и возможностью выиграть, правильно продумав стратегию и тактику. Становятся интересными различные головоломки и наборы для опытов.
Новые технологии
Когда-то отцы вечерами вырезали из дерева саночки и лошадок, а матери в свободное от работы время шили дочкам кукол. И даже если родители не находили времени поиграть с малышами, игрушки хранили тепло их рук, объединяли семью. Современные же игрушки чаще разлучают детей с родителями. Безусловно, гораздо проще посадить ребенка перед компьютером и найти ему веселую игру, чем в сотый раз говорить за игрушечного зайчика определенный текст. Но психологи постоянно предостерегают: чрезмерное увлечение компьютерными и электронными играми может отрицательно сказываться на развитии ребенка. Безусловно, не стоит игнорировать современные тенденции, но необходимо учитывать, что малышам необходимо научиться жить в реальном мире, а не в виртуальном.
Заводные игрушки, которые «умеют» ходить и говорить – тоже не лучший выбор. Они полностью блокируют творческое начало ребенка, не дают ему проявить фантазию, малышу отводится роль стороннего наблюдателя. Неудивительно, что такие игрушки, хотя и очаровывают детей с первого взгляда, быстро им надоедают. И вот уже вожделенная недавно кукла валяется под кроватью, а вертолет с дистанционным управлением разломан – мальчику хотелось посмотреть, как он устроен.
Безопасность игрушек
К сожалению, зачастую игрушки становятся источником опасности для ребенка. Это касается как некачественных игрушек кустарного производства, так и игрушек, подобранных не по возрасту. Например, детям до трех лет не подходят конструкторы с мелкими деталями: юные исследователи нередко экспериментируют, пытаясь проглотить такую деталь или засунуть ее себе, скажем, в нос или в ухо. Иногда к таким экспериментам склонны и дети более старшего возраста: родителям таких детей лучше до поры до времени предпочесть игрушки с крупными частями.
Использование некачественных игрушек тоже может оказаться опасным. Отравления, травмы, поражения зрения, аллергические реакции – список проблем, которые могут возникнуть от игры с неподходящей игрушкой, можно продолжать бесконечно. Но как отличить некачественный товар?
Родители часто ориентируются на стоимость. Действительно, качественные игрушки от известных производителей обычно стоят довольно дорого, а дешевые изделия, которые продаются в киосках или на рынках, не отличаются долговечностью. Однако в среднем ценовом сегменте не все так просто: завышенная цена далеко не всегда гарантирует соответствующее качество.
Если игрушка испускает сильный химический запах (например, аромат краски), покупать ее нельзя, невзирая на уверения продавцов, что запах обязательно выветрится со временем. Ядовитая окраска – тоже серьезный повод отказаться от покупки: ведь такие игрушки могут оказаться ядовитыми в самом буквальном смысле этого слова: красители интенсивных цветов часто токсичны. Конечно, не стоит покупать игрушку, с которой легко слезает краска. Опасными могут оказаться и изделия из тонкого ломкого пластика.
Мария Быкова