Как известно, основная деятельность ребенка – это игра. Играя, малыш развивает мелкую моторику и социальные навыки, осваивает новые умения и примеряет на себя взрослые роли. А некоторые забавы с успехом заменяют обучение: развивающие игры для детей позволяют легко обогатить чадо теми или иными полезными знаниями. Занятия в игровой форме не утомляют малышей и обычно очень им нравятся.
Каждому возрасту – свои игры
Когда-то значение игры в жизни ребенка недооценивалось: считалось, что это всего лишь бесполезная трата времени. Конечно, малышам разрешали играть, но отнюдь не поощряли это занятие. Все изменилось в двадцатом веке, когда психологи выяснили, что игра оказывает благотворное влияние на развитие ребенка. Это было настоящим переворотом в детской психологии .
Практически любая игра ребенку чем-то полезна. Например, подвижные игры учат малыша быть ловким и сильным. Требующие точных движений игры с предметами развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, необходимо для развития речи . Разнообразные конструкторы формируют пространственное мышление, учат ориентироваться. Ролевые игры позволяют снять стресс и ненавязчиво прививают малышу определенные модели поведения.
Еще более полезны специальные развивающие игры, которые улучшают внимание и точность движений; учат решать сначала простейшие, а потом все более сложные логические задачи; способствуют закреплению новых навыков и запоминанию новой информации. Такие игры подбираются в соответствии с потребностями ребенка и его способностями. Не стоит торопиться и пытаться научить трехлетку тому, что должен уметь первоклассник – игры для более старшего возраста могут заинтересовать ребенка только в том случае, если он хорошо подготовлен, то есть полностью освоил все необходимые умения.
Важные моменты
Развивающие игры обычно кажутся родителям легкими, но с точки зрения малыша задания могут быть очень и очень непростыми. Поэтому участие взрослого на первых порах обязательно. И только потом, когда ребенок полностью разберется, что от него требуется, он сможет играть самостоятельно или с друзьями.
Игры для детей отличаются разнообразием. Для некоторых требуется специальный инвентарь, для других достаточно листка бумаги и карандаша, для третьих необходимо самостоятельно изготовить какие-то поделки. Лучше всего, конечно же, знать как можно больше игр, чтобы можно было занять малыша в любой ситуации, например, в очереди к врачу или в транспорте.
В последние годы растет популярность компьютерных развивающих игр для малышей. Такие игры обычно красочные и яркие, в них принимают участие любимые герои мультфильмов или сказок. Дети с удовольствием развлекаются подобным образом, родители тоже довольны – ведь они могут заняться своими делами, пока чадо занято делом. И все же не стоит злоупотреблять он-лайн играми. Во-первых, длительное пребывание за компьютером вредит даже здоровью взрослых людей, а детям не рекомендуют сидеть перед монитором больше пятнадцати минут. Во-вторых, в таких играх нет самого главного – общения со старшими членами семьи. В-третьих, чрезмерное увлечение компьютерными играми в дальнейшем может стать серьезной проблемой: не зря врачи бьют тревогу по поводу растущего количества случаев Интернет-зависимости.
Для малышей
Игры с дошкольниками имеют свои особенности. Маленький ребенок не может удерживать внимание на чем-то одном в течение длительного времени, поэтому занятия должны быть короткими, не более пятнадцати минут. Особое внимание уделяется развитию внимания, кроме того, малышу предлагаются несложные логические задачи и игры, увеличивающие словарный запас и улучшающие речь.
Например, очень популярна игра «Что здесь лишнее?». Ребенку предлагаются специальные карточки, на которых нарисовано четыре предмета. Ребенок должен ответить на вопрос, какой предмет лишний, и обосновать свой ответ. Например, на картинке с тигром, вороной, лебедем и воробьем лишним оказывается тигр, потому что тигр – это не птица. А на картинке с зимней шапкой, панамой, валенками и шубой лишней будет панамка, потому что остальная одежда предназначена для зимы. Такие картинки можно купить в магазине или сделать самостоятельно, рисуя на карточках схематичные изображения или наклеивая картинки, вырезанные из журналов. В такую игру можно играть и с подросшими детьми, предлагая все более и более сложные комбинации картинок.
Для ребят постарше
В пять-шесть лет с помощью развивающих игр можно готовить ребенка к школе. У родителей в запасе должны быть игры с буквами и цифрами, простейшими математическими действиями. Не стоит отказываться и от логических задачек, которые могут становиться чуть более сложными. У младших школьников с помощью игр закрепляется пройденный материал. Кроме того, можно немного обогнать школьную программу, в игровой форме рассказав ребенку о том, что будут проходить в школе позже.
Некоторые развивающие игры лучше проводить в коллективе, для других достаточно и пары участников. А игра «Повторения» универсальна: число участников может варьироваться. Эта игра развивает память и внимательность. Сначала участники определяют тему, например, «Домашние животные». Первый участник называет животное, второй повторяет название первого животного и прибавляет к нему еще одно, после чего игра продолжается. Тот, кто не сможет назвать слово или же перепутает порядок слов, сказанных ранее, выбывает из игры.
Еще одна игра, хорошо подходящая, чтобы скрасить время, например, в поездке – «Три слова». Один игрок называет три слова, другой должен составить с этими словами осмысленное предложение. Если ему это удается, он тоже называет три слова. Игра отлично развивает фантазию и речь, увеличивает словарный запас. Количество игроков может быть любым.
Мария Быкова