Известно, что темп развития у всех детей разный: кто-то легко читает уже в пять лет, другие начинают осваивать грамоту лишь с поступлением в первый класс. Однако успешнее адаптируется в обществе тот малыш, который получал максимум внимания и заботы со стороны родителей. Инновационные методики, направленные на развитие ребенка, окажут любящим родителям неоценимую помощь в воспитании.
Методики творческого развития
Большинство методик, ориентированных на развитие творческих способностей ребенка, предполагают начало занятий с четырехлетнего возраста, когда появляется усидчивость, и малыш может самостоятельно держать карандаш. Одни из них направлены на умение понимать музыку: методика Виноградовой предполагает прослушивание и начальные танцевальные движения; методика Кирюшина строится на восприятии музыкальных образов и одновременно визуальном их закреплении с помощью плакатов и иллюстраций.
Весьма эффективны и способы развития художественных способностей. Например, методика Гмошинской предполагает полную свободу творчества: малыш может рисовать на бумаге или кусках обоев, кисточкой или ладошками, оформлять фон отдельными рисунками или приклеивать аппликации – словом, творить, в полном соответствии со своим внутренним миром.
Методики раннего обучения
Обучение счету, письму, получение новых знаний в раннем возрасте – не цель, а средство знакомства с окружающим миром, адаптации к нему и развития способностей. Так, например, известная семья Никитиных разработала методику обучения посредством логических игр, рассчитанных на совместную деятельность родителей и детей.
Основа вальдорфской педагогики – индивидуальность ребенка и позитивное начало, заложенное в нем. Задача учителя, по мнению сторонников этой теории – не деформировать сознание ребенка, а позволить ему развиваться в соответствии с законами природы. В качестве средств предлагаются освоение народной культуры, творческие занятия, игры, праздники, рукоделие и так далее.
Аналогичные ценности – свободу и индивидуальность ребенка – предлагает реализовывать и методика Марии Монтессори, которая разработала целый комплекс дидактического материала под общим девизом «Помоги мне это сделать самостоятельно». Большое внимание наглядности обучения уделяется в методике Глена Домана. Он предполагал, что ребенок в состоянии усвоить огромный объем информации, для этого была разработана система карточек, позволяющих малышу самостоятельно овладевать знаниями.
Фридрих Фребель - основоположник методики, предполагающей сочетание впечатлений и практических действий со словом, на этой основе им были созданы увлекательные дидактические игры, которые строились на обязательном участии в них взрослого – родителя или воспитателя. На потребности ребенка в игре основана и методика Николая Зайцева, согласно которой при помощи развивающих пособий и игр оказывается воздействие на все органы чувств ребенка, что в итоге приводит к развитию речи , познавательных и логических способностей.
Методики физического развития
Важность физического воспитания для умственного и нравственного развития ребенка доказана неоднократно. Однако методы его предлагаются различные. Так, Елена и Борис Никитины разработали и соорудили для своих детей полноценные спортивные комплексы с тренажерами, рассчитанными на самый разный возраст. Немало сторонников приобрела и так называемая динамическая гимнастика, которая призвана развивать врожденные рефлексы.
Очень популярно в настоящее время грудничковое плавание вместе с мамой, которое, по утверждениям специалистов, позволяет избавиться от неврологических проблем, предотвратить развитие заболеваний дыхательной системы, укрепить позвоночник. Это не просто купание, а целые комплексы упражнений, рассчитанные как на совсем маленьких детей, так и на ребят постарше.
Существует множество других методик, направленных на развитие ребенка. Они разные, однако цель единая – учитывать индивидуальные особенности каждого малыша, не стараться сделать из него вундеркинда , не нагружать энциклопедическими знаниями, а совершенствовать способности, заложенные природой, готовить ребенка к постижению мира и, в конечном итоге, - воспитывать самостоятельного и успешного человека.
Дарья Цветкова