Своим развитием человеческая цивилизация обязана средствам коммуникации. Благодаря устной и письменной речи люди передавали друг другу информацию, что позволяло обществу совершенствоваться. Но человек научается говорить не сразу: развитие речи у детей происходит постепенно, и чтобы процесс шел успешно, ребенку необходима помощь взрослых.
Этапы развития речи
Едва родившийся младенец не может сказать ничего, хотя его речевой аппарат устроен так же, как и у взрослого. Но ребенку необходимо научиться пользоваться речью, и процесс обучения идет постепенно, не год и не два.
Общеизвестно, что дети, лишенные с младенчества общения со взрослыми, говорить даже не пытаются. Малыши, воспитанные волками, вместо освоения человеческой речи учатся способам коммуникации, принятым среди волков. Дети, воспитанные медведями, соответственно, общаются по-медвежьи. И если такие «маугли» оказываются среди людей в достаточно взрослом возрасте (после двенадцати лет), то они, как правило, уже не могут овладеть человеческим языком.
Таким образом, для того, чтобы ребенок научился говорить, ему необходимо постоянно слышать человеческую речь. Навыки речи развиваются у малыша в определенном порядке. Скорость обучения может варьироваться в зависимости от условий развития и особенностей ребенка: например, девочки обычно учатся говорить быстрее, чем мальчики.
Первые этапы развития речи
Прежде чем ребенок начнет говорить, он должен научиться понимать речь окружающих, узнать достаточное количество слов и научиться владеть своим голосовым аппаратом. В первые месяцы жизни ребенок учится гулить. Кроха тренируется произносить разные звуки на все лады. Поначалу ему даются только гласные звуки, а месяцам к четырем гуление становится более сложным. Конечно, эти звуки нельзя назвать речью в полном смысле этого слова, так как смысловой нагрузки «слова» малыша пока еще не несут.
Примерно в пять месяцев ребенок не только учится произносить разные звуки, но и тренируется в произнесении различных интонаций. С ним уже можно общаться: пусть дитя еще не знает слов, но зато живо реагирует на обращенную к нему речь лепетом. Лепет становится разнообразным, ребенок отчетливо произносит слоги в разных сочетаниях, пытается повторять слова за взрослыми. Пассивный словарный запас ребенка растет, если, конечно, взрослые не забывают разговаривать с ним и читать ему книжки.
Если к шести месяцам ребенок еще не умеет произносить гласные звуки, стоит проконсультироваться с врачом. Посоветоваться с доктором следует и в том случае, если к пятнадцати месяцам ребенок не произнес еще ни одного слова.
Примерно в год ребенок произносит первое осмысленное слово. Иногда это знаменательное событие происходит на два-три месяца раньше или позже. Одновременно дитя осваивает интонации, учится обращаться к взрослому, привлекая его внимание. Первые слова ребенка служат для сообщения о его потребностях. В возрасте полутора-двух лет ребенок может уже произносить первые простые фразы. Тогда же речь начинает использоваться для обозначения предметов, ребенок начинает интересоваться названиями всего, что его окружает. В результате словарный запас стремительно обогащается.
К трем годам малыш уже может поддержать несложную беседу, например, отвечать взрослому на вопросы. Он уверенно употребляет местоимения, образует множественное число существительных, строит длинные фразы, используя при этом до шести слов. Поводом для беспокойства может быть, если малыш не отвечает на вопросы, а просто повторяет их – лучше проконсультироваться с логопедом , не говорит ли этот признак о задержке речевого развития.
Развитие речи дошкольника
После трех лет развитие речи продолжается. Речь таких малышей могут понять уже не только родители, но и посторонние люди. Словарный запас постоянно расширяется, дети стараются запоминать новые слова. В возрасте четырех лет ребенок уже может, например, составить связный рассказ по картинкам – в таком рассказе будут вступление, основная часть и заключение.
Речь становится образной, активно употребляются прилагательные. Ребенок начинает осознавать, слушатели, не знающие, о чем идет речь, могут нуждаться в дополнительных пояснениях – и дает эти пояснения. Это важный этап в освоении речи: слова становятся основным способом передать какую-то информацию собеседникам.
Разумеется, это происходит лишь в том случае, если ребенок имеет возможность пополнить свой словарный запас. Родителям следует как можно больше читать своим детям, обязательно объясняя значение непонятных слов.
Большинство звуков дети в этом возрасте произносят правильно, если же наблюдаются затруднения, то лучше не откладывать визит к логопеду: регулярные занятия со специалистом помогут избавиться от дефектов речи к школе.
Развитие речи школьника
К шести-семи годам ребенок уже может составить связный рассказ, даже не опираясь на картинки. Большинство детей в этом возрасте знакомятся с письменной речью. Овладеть письменной речью может быть сложнее, чем устной: ведь требуется не просто читать слова, но и осознавать прочитанное. Устную речь понимать проще: этому помогают, например, интонации. Когда ребенок читает, ему необходимо преобразовать буквенные обозначения в слова, а затем уже осознать значение этих слов и общий смысл прочитанного.
Ребенок овладевает письменной речью. Сначала в письменной речи он использует конструкции, к которым он привык в речи устной. Но скоро выясняется, что в написанном виде такие конструкции, не подкрепленные интонацией, мимикой и жестами, получаются недостаточно выразительными. В результате меняется структура сначала письменной, а потом и устной речи: она становится более логичной, последовательной, связной и литературной.
Развитие речи происходит на протяжении всей жизни: по мере накопления жизненного опыта расширяется словарный запас, речь становится выразительной, метафоричной, образной. Конечно, так происходит не всегда: чем более развит человек, и чем больше книг он прочитал, тем более четко излагает он свои мысли, и тем правильнее его речь.
Мария Быкова