Три месяца – это определенный рубеж в нервно-психическом и физическом развитии ребенка. Он растет, развивается и требует уже не только ухода, но и внимания. С трехмесячным ребенком уже вполне возможно общаться и даже играть. Ему нравятся яркие игрушки, он прислушивается к музыке и хорошо знает мать.
Анатомо-физиологические особенности ребенка в три месяца
Ребенок в три месяца все более адаптируется к окружающей среде. От инфекций его берегут как антитела матери (количество их, правда, уже уменьшается), переданные ему во время внутриутробного развития, так и собственные антитела, выработанные в процессе контакта с инфекцией. Носослезный канал у ребенка в этом возрасте широкий, в результате чего у него часто возникает раздражение конъюнктивы и проникновение в нее инфекции из полости носа.
Лучше начинают функционировать и потовые железы, поэтому ребенок уже не так страдает от перегревания. Наконец, проходит повышенный тонус мышц нижних конечностей, и ребенок начинает активно двигать ножками.
В три месяца здоровый ребенок уже достаточно хорошо различает основные вкусовые раздражители – сладкое, соленое, кислое, горькое. Начинают работать на полную мощность слюнные железы, и ребенок пускает пузыри (это ему очень нравится). В слюне содержится фермент птиалин, расщепляющий крахмал и гликоген до простых сахаров. Желудок к трем месяцам имеет объем 100 мл. К этому возрасту у большинства детей уже сформировалась нормальная микрофлора кишечника и ушли в прошлое кишечные колики. Но некоторые дети имеют такие проблемы до года, такое состояние называется дисбактериозом. Откорректировать его поможет участковый врач.
Особенности минерального обмена трехмесячного ребенка
Особенностью трехмесячного ребенка является то, что именно в этом возрасте возникают нарушения фосфорно-кальциевого обмена, что приводит в свою очередь к нарушениям процессов костеобразования и функциональным изменениям различных органов и систем.
Такое нарушение обмена веществ называется рахитом. Ведущей причиной развития рахита является дефицит в организме витамина D, возникающий из-за недостаточного поступления его с пищей или при нарушении естественного образования этого витамина в коже под воздействием солнечных лучей. Часто рахит возникает в осенне-зимний период, когда солнце появляется редко и ненадолго.
В начальном периоде рахита на фоне удовлетворительного общего состояния у ребенка появляется чрезмерная потливость, связанные с ней потница, опрелости, облысение затылка. Ребенок постоянно трет головкой о подушку, на которой остаются отдельные волосики, становится пугливым и капризным, плохо спит. Начальный период рахита длится от 2–3 недель до 2–3 месяцев.
В три месяца рахит встречается только в начальной стадии. Чтобы рахит не перешел в следующие более опасные стадии с изменением костей, внутренних органов и появлением судорог, необходимо проводить лечение витамином D. Самостоятельно это делать нельзя, так как витамин D легко передозировать, это также может вызвать опасные осложнения. Рассчитать дозу витамина D поможет врач-педиатр. Большое значение имеет правильно организованный режим сна и бодрствования с достаточным пребыванием на свежем воздухе (не менее трех часов в день), правильное питание.
В грудном молоке матери витамина D нет, поэтому здоровым младенцам, находящимся на грудном вскармливании в осенне-зимний период назначают профилактические дозы этого витамина. В детских молочных смесях всегда добавлены витамины, в том числе и витамин D, поэтому дети, их получающие меньше подвержены рахиту. Но это вовсе не значит, что нужно менять естественное вскармливание на искусственное – в женском молоке есть столько биологически активных полезных для ребенка веществ, что это с лихвой перекрывает отсутствие одного витамина.
Психомоторное развитие ребенка трех месяцев
В возрасте трех месяцев у ребенка продолжают развиваться органы чувств. Он же может сосредотачиваться на несколько минут, следит за предметом, находясь в вертикальном положении. Малыш также четко улавливает направление звука, поворачивает в его сторону головку.
Если раньше он беспорядочно искал ртом материнскую грудь, то теперь у него выработался условный рефлекс на кормление, он открывает ротик при приближении груди или бутылочки с детской смесью.
Лежа на животе, ребенок поднимает не только головку, но и все туловище, опираясь на локти и предплечья. Он уже может сидеть, если его поддерживать за таз, поворачивается со спины на бок, свободно держит головку. Движения ручками также становятся свободными и целесообразными: он тянет предметы в рот, ощупывает их, тянется к игрушкам.
Ребенок начинает узнавать мать, смеется в хорошем настроении и криком выражает неудовольствие, если его оставляют одного или укладывают в кроватку, когда он не хочет спать. Звуки, издаваемые ребенком, становятся все более разнообразными – это уже настоящее гуление. С удовольствием пускает пузыри. Музыкальные звуки вызывают у ребенка положительные эмоции.
Мать уже вполне может играть и разговаривать с ребенком.
Галина Романенко