В четыре месяца грудной ребенок уже достаточно большой, с ним можно общаться, он узнает близких и начинает бояться чужих. В этом возрасте ребенка уже нужно оберегать от заражения различными инфекциями, так как в его крови заканчиваются антитела, переданные во время беременности матерью.
Анатомо-физиологические особенности ребенка в четыре месяца
В этом возрасте грудные дети уже начинают постепенно терять иммунитет, переданный им матерью, поэтому могут заразиться возбудителями детских болезней и заболеть корью, ветряной оспой, краснухой . Течение этих заболеваний в грудном возрасте обычно тяжелое.
Начинают проявляться врожденные особенности конституции, например, атопия – врожденная аллергия – многочисленные высыпания на коже, которую раньше называли экссудативным диатезом.
Интенсивный рост скелета, повышенная ранимость процессов пищеварения и обмена веществ создают у грудного ребенка предрасположенность к нарушениям фосфорно-кальциевого обмена (рахиту и спазмофилии). А вот деятельность желудочно-кишечного тракта постепенно налаживается, так как в кишечнике уже вырастает достаточный объем полезной микрофлоры.
Интенсивность нарастания показателей физического развития уже несколько снижается и если в первые месяцы он прибавлял по 800 г в месяц, то в последний месяц прибавил только 700 г. Постепенно начинают функционировать потовые железы, нарастает подкожно-жировой слой. Подкожно-жировая клетчатка у грудных детей содержит больше твердых жирных кислот (пальмитиновой и стеариновой) и меньше олеиновой кислоты. Окончательно проходит повышенный тонус мышц, и ребенок начинает активно двигаться. Появляется постоянное четкое дифференцирование нескольких запахов.
Психомоторное развитие ребенка в четыре месяца
В возрасте четырех месяцев, лежа на животе, ребенок хорошо следит за движущимися предметами, ощупывает материнскую грудь, реагирует на незнакомое лицо, узнает не только мать, но и других близких. Он уже может узнавать людей и по голосам. Особенно активно он реагирует, услышав голос матери. В этом возрасте он начинает реагировать на свое имя: если мать его часто ласково повторяет, то это ему нравится.
Движения его становятся более свободными и разнообразными из-за того, что окончательно проходит повышенный тонус мышц ног. Поднимаясь на руках, ребенок опирается только на ладони, поворачивается со спины на живот, делает мостик, хватает, гладит и внимательно рассматривает предметы. Лежа на спине, он может приподнимать голову и плечи.
Гуление становится более длительным, появляются певучие гортанные звуки, иногда даже проскальзывают слоги. Если малышу что-то не нравится, то свое неудовольствие он проявляет хныканьем или сильным плачем. Он вообще улыбается и плачет только по делу, реагируя на какой-то внешний раздражитель.
После кормления с ребенком можно поиграть, он в хорошем настроении и ему нравится играть с яркими игрушками или слушать песенки и ритмичные стишки в исполнении мамы. Он живо реагирует на игры гулением, смехом и двигательным возбуждением. Такие игры и постоянное лаковое обращение к ребенку мамы создают тесную эмоциональную связь между ними и являются основой для развития ребенка. Именно из-за недостатка такого общения и любви отстают в развитии дети, которые воспитываются в доме ребенка.
Как сделать так, чтобы ребенок лучше развивался в четыре месяца
Для того, чтобы ребенок лучше развивался физически, с ним нужно больше гулять на свежем воздухе, заниматься гимнастикой и массажем, делать воздушные ванны.
На свежем воздухе нужно бывать ежедневно не менее трех часов, при этом лицо ребенка, даже зимой, нужно показывать солнечным лучам, ведь под их воздействием в коже вырабатывается такой необходимый для ребенка витамин D. В теплое время года солнечным лучам можно подставлять и другие участки тела, в первую очередь ручки. Летом лучше это делать не под прямыми солнечными лучами, а под рассеянным светом в тени деревьев.
Гимнастикой лучше заниматься между кормлением. Лучше, если ребенок при этом будет полностью раздет – получится сочетание гимнастики с воздушными ваннами. При этом нужно двигать ручками и ножками ребенка, переворачивать его в живота на спинку и обратно. Закончить гимнастику можно легким похлопыванием ребенка по ручкам, ножкам, спинке и ягодицам, а животик осторожно погладить по часовой стрелке.
Для того чтобы ребенок лучше развивался психически, с ним также уже можно заниматься: петь ему песенки, рассказывать стишки, показывать яркие игрушки и говорить их голосами. Постепенно малыш начинает понимать, что зайчик говорит совсем не так, как волк или медведь. Ребенок живо реагирует на такие игры.
К четырем месяцам мать начинает особенно хорошо понимать, что ребенок – это не только хлопоты и заботы, но еще и радость.
Галина Романенко